После событий с «Ланта-тур вояж» и вмешательства премьера (на тот момент) Владимира Путина государству выпал шанс зарегулировать туррынок. Казалось бы, звезды сошлись: высшая власть дала указание навести порядок, и сами турбизнесмены от мала до велика кинулись в ноги с мольбой: постройте нас, дайте нам закон, не хотим больше свободы! И что, спрашивается, из этого вышло?
Проснулись все. Простые менеджеры турфирм и журналисты даже усвоили, как произносится и пишется фамилия главы Ростуризма Александра Радькова. К мозговому штурму подключились правительство, Дума, ТПП и все, кто имеет хоть какое-то отношение к законотворчеству и законоисполнительству. Такого количества рабочих групп в истории турбизнеса еще не видели. Произошло невероятное: АТОР помирился с РСТ! Окрыленные поначалу руководители туроператорских компаний и сами чиновники к концу февраля изрядно подустали – вдруг оказалось, что у бизнеса нет консолидированного мнения, достичь его невозможно, а бесконечные споры только вызывают раздражение и усталость. Привыкшие отстаивать свои собственные интересы представители элиты турбизнеса не смогли оценить важность момента, на деле сплотиться и выдать готовый рецепт, который способна переварить бюрократическая машина. К тому же в предвыборной суете туристическая тема потеряла актуальность для высших эшелонов власти... Георгий Мохов стал совсем бледен, а Сергей Палыч жаловался на здоровье и грозился уйти с поста. Получилось что-то типа демпинга – все вложились, но никто не заработал. Проморгали момент.
Теперь остается ждать, как изменится законодательство, что из ранее задуманного и предложенного останется в сухом остатке. А пока ничего определенного нет, можно в общем порассуждать о ближайшем будущем. Здесь я собрала несколько характерных мнений экспертов.
Главное, чего опасаются многие, – прессинга со стороны властей в виде усиления проверок. Боятся, что закошмарят пару-тройку крупных игроков в качестве показательной акции, дабы другим неповадно было. Эту версию можно оспаривать, ведь резкая остановка деятельности любого большого туроператора приведет к социальному взрыву, что очень нежелательно и после выборов. Но, с другой стороны, кто сказал, что это будет сделано так кондово?
Идея «продаться» почти не реализуема, поэтому компании, испытывающие недостаток оборотных средств, начнут искать пути интеграции с другими игроками или сворачивания. Уже сейчас в кулуарах обсуждаются самые разные комбинации. Из наиболее экзотических – ничем не подтвержденный СЛУХ о предстоящей покупке «Аэрофлотом» «Пегаса» и его авиакомпании Nord Wind, а также присоединении к получившейся группе «Санрайза».
Не обойдется без банкротств, и эта перспектива уже не вызывает злорадный смех даже у тех, кто чувствует себя финансово уверенно. Самое неприятное, что в группе риска разные категории компаний: крупные – они зависимы от спроса, мелкие, потому что «бизнес на коленке» или «попали под раздачу», и всякие другие, потому что элементарно привыкли ходить в «Бриони», а надо было давно переодеться в H&M.
Еще туроператоры ждут, что «их посчитают», то есть введут контроль за денежными потоками, заставят обеляться. Выгода не только в пополнении казны и своем интересе для подсуетившихся структур, главное – оказывается, это может послужить развитию внутреннего туризма. «Куда годится, что недельный тур в Доминикану, фактически датируемый туроператорами в низкий сезон, дешевле поездки в Сочи? А вот если не использовать схем оптимизации налогов и искоренить демпинг, то поездка за экзотикой обретет свою реальную стоимость, и тогда гражданам будет выгоднее отдыхать на курортах Краснодарского края!» – рассуждают чиновники и транслируют друзья-операторы.
Словом, отраслевая жизнь становится все более захватывающей. О том, какие темы станут кулуарными хитами в марте, читайте в следующем номере.