Москве – хостелы
Начнем с головы. Надо признать, что с приходом в правительство Сергея Шпилько Москва всерьез занялась инкамингом. В соответствующей программе (пока не принятой) планируется, что к 2016 году поток интуристов увеличится с 4 млн до 7,3 млн человек в год. И хотя средняя загрузка гостиниц 2-3* составляет 56% (данные за первое полугодие), в пик выставок (осень, зима) мест уже не хватает. Именно на развитие бюджетного размещения делают ставку в Москомтуризма. Одно из главных направлений – расширение сети хостелов, где цены начинаются от 450 руб. в сутки. Их в столице уже 59 на более чем 3200 мест. Причем ввиду более быстрой окупаемости по сравнению с гостиницами бизнес вкладывается в проекты уже без участия городских властей. Но… гости об этом не знают. «Не понимаю, почему в Москве строят только «пятизвездники», в которых цены зашкаливают до неприличия», - удивляется Тим Кирби, гражданин США, долгое время живущий в России. Дело в том, что тысячи иностранцев, как и г-н Кирби, по прибытии в Москву оказываются в информационно-туристическом вакууме: в городе отсутствуют структуры, где можно почерпнуть сведения о месте пребывания, в том числе и по вопросам недорогого размещения. В Комитете по туризму при правительстве Москвы уверяют, что информационно-туристский центр появится в ближайшее время (в течение 2012 года – точно), как и многоязычный портал, при помощи которого желающие могут получить информацию о возможностях размещения. Как сообщил пресс-секретарь Комитета Михаил Дубровский, сайт в тестовом режиме заработает до конца года, а в начале следующего выйдет на «проектную мощность».
А вот в Северной столице дефицита недорогих отелей не ощущается. Наоборот, конкуренция велика настолько, что уже несколько лет цены не растут. В этом году вспыхнул конфликт: «маски-шоу» с участием силовиков и выемкой документации произошли в нескольких мини-отелях города. Глава объединяющей их гильдии Тамара Буйлова видит за всем этим интересы крупных гостиниц: мол, давят «бюджетных» конкурентов. Дополнительные трудности создает тот факт, что мини-отели оказались вне категории – «звезды» им не присваиваются, хотя по уровню сервиса подавляющее большинство – добротные 3*.
В глубинке все гораздо глубже
Все наблюдатели отмечают глобальную нехватку качественного номерного фонда в регионах. Вывод: необходимо строить и реконструировать. Но как вкладываться в дело на условиях, которые предполагает российское законодательство?! Это только в теории срок окупаемости отеля 9 лет. На самом деле гораздо больше. В 2006 году «ГЛ» рассказывала, как предпринимателю не хватило денег завершить строительство отеля в одном из городов российской глубинки. Часть средств, заложенных в проект, ушло на оплату налога по аренде земли, взимавшегося, когда еще и стен-то не было. В итоге стройка была просто продана. Два года назад строительство 46-комнатного отеля на Валдае пришлось законсервировать и экс-президенту «Мегаполюс турс» Эдуарду Кузнецову. Тоже не хватило ресурсов. Сейчас бизнесмен в поисках соинвестора, а кредит не берет принципиально – условия кабальные, да и экономическая ситуация не благоприятствует. Правда, кое-что меняется. Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ сообщил, что постановлением Правительства от 19 августа 2011 года, утвердившим Целевую программу развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы, налоги по земле и другим позициям снижены в 13 регионах, но только для резидентов. Кроме того, региональным властям дано право субсидировать кредиты для малого бизнеса по развитию туристической инфраструктуры.
Всем придумать изюминку
Никита Белых, губернатор Кировской области уверен, что дефицит гостиниц в регионах обусловлен не безразличием к проблеме чиновников на местах, а слабым интересом со стороны бизнеса. «Круглогодичную загрузку, то есть стабильную прибыль объектов размещения в регионах, обеспечить очень сложно», – сказал он. В Вятской губернии, а также в других «нераскрученных» для массового туризма регионах, наверное, так оно и есть. А вот в достаточно известных туристических центрах ситуация выравнивается. Свежий пример: два месяца назад в Великом Новгороде появилась гостиница. Предприниматель Антон Овчинников за три года сумел построить гостевой дом на 20 мест. «Бизнес пошел даже лучше, чем ожидалось. Рассчитываю, что вложения «отобьются» за пять лет. Коллеги-конкуренты говорят, что и в несезон, зимой, этот бизнес у нас все равно рентабелен». Отельер отмечает, что реализации проекта во многом способствовала позиция местной администрации, не устающая повторять, что развитие гостиничного сектора в приоритете. Председатель комитета по туризму и зарубежным связям мэрии Новгорода Ирина Петрова сообщила, что городские власти активно используют инструмент субсидий на организацию собственного дела, в том числе строительство и реконструкцию гостиниц. В прошлом году по договорам займа и поручительства на эти цели было выделено более 12 млн руб. В городе работает Информационно-туристский центр и Центр развития турима, регулирующий, в том числе, и вопросы гостиничного хозяйства.
Получается, что перспективы отельного бизнеса – удел мегаполисов, городов в рамках «Золотого кольца», местечек с богатым историческим прошлым и счастливых регионов, попавших в обласканные властями турзоны и кластеры? Остальным, похоже, следует начинать не с гостиниц, а с придумывания и раскручивания своей туристической «изюминки», да такой, чтобы народ валом повалил. Благо примеры создания бренда считай на пустом месте есть. Вспомнить хотя бы совместный промо-проект бывших мэров Москвы и Великого Устюга Юрия Лужкова и Виталия Филимонова, «раскрутивших» провинциальный северный городок как родину Деда Мороза. Правда, на московские деньги. Но ведь получилось!