Добро без кулаков
Грохнулся партнер. Ваши действия
Правильно говорят: инициатива наказуема. И наказание может настичь вас годы спустя – закон подлости срока давности не знает… В июне 2008 года фирма из Сибири пожертвовала полмиллиона рублей для спасения клиентов от срыва поездки в Турцию. Недавно ее за это оштрафовали на ту же сумму, потому что в экстремальной ситуации, когда банкротился принимающий партнер, руководители российской компании не выполнили ряд формальностей. Сейчас они пытаются обжаловать это наказание – уже в третьей судебной инстанции (первые два процесса проиграли). Тяжелый случай. Но вряд ли он стал бы темой центральной публикации «ГЛ», если бы не одно обстоятельство – похожие ошибки сплошь и рядом совершают другие предприниматели. В массовом сознании есть такой штамп, что на туристическом рынке работают одни жулики. А на самом деле многие руководители турфирм подобно коллегам из Сибири демонстрируют социальную ответственность и проявляют даже самоотверженность. В момент финансового краха своих партнеров они зачастую идут на убытки, лишь бы клиенты все-таки отдохнули за границей или хоть не скитались там без крыши над головой и благополучно вернулись в Россию. О фискальных формальностях опять-таки не задумываются и даже не знают о них. Вместо награды им тоже грозят штрафы. Этой проблеме был посвящен очередной экспертный совет в редакции «ГЛ».
Штраф за спасение туристов. Как это было
Человек в маске, руководитель сибирской компании, пожелавшая остаться неназванной Наша турфирма – одна из старейших в городе. Работаем уже 15 лет, у нас хорошая репутация, много постоянных клиентов, и мы очень дорожим ими. Отчасти потому и нажили себе столько проблем летом 2008 года. А ведь это был выгодный заказ. Постоянные клиенты обратились к нам с просьбой организовать отдых в Турции, выбрали дорогую качественную гостиницу – RIXOS Premium, заплатили свыше 500 тыс. рублей. Мы в данном случае работали как туроператорская компания, а принимающим партнером был Vasko. Вы, может, помните этот крупный международный холдинг: головная структура в Австрии плюс подразделения в разных странах (российское было известно под брендом «Детур»). Так вот, полученные от клиентов полмиллиона рублей мы перечислили турецкому Vasko для оплаты гостиничных услуг. Незадолго до отъезда наших клиентов на отдых в СМИ появилась информация о том, что холдинг Vasko прекратил деятельность. Лето 2008 года омрачилось для туризма скандалом на турецком направлении. Вот как писали об этом СМИ: «В аэропортах Антальи находятся сотни россиян. При температуре около 40 градусов в тени они вынуждены ожидать чартера для отправки на родину. Наши соотечественники оказались полностью беззащитны, хотя полностью оплатили свой отдых в Турции. Им отказывают в размещении отели». Среди этих людей могли оказаться и наши клиенты, нам нельзя было этого допустить. Связаться с принимающим партнером не удалось – телефоны молчали. Позвонили в отель, и выяснилось, что деньги за размещение наших клиентов там не получили. Мы не могли просто сказать клиентам: тур сорвался по независящим от нас обстоятельствам. Слишком дорожим своей репутацией, поэтому решили из собственных средств повторно оплатить услуги гостиницы. Туристы благополучно съездили в Турцию, остались очень довольны отдыхом, потом обращались к нам еще не раз. Казалось, инцидент исчерпан, но главные проблемы были впереди. В конце 2010 года территориальное управление по финансово-бюджетному надзору усмотрело в этой давней истории нарушение законодательства. А именно: мы перечислили деньги в турецкую компанию Vasko, и хотя та не оказала никаких услуг, средства мы обратно не получили. Поэтому против нас было возбуждено административное производство по факту невозвращения валютной выручки из-за границы. Наложен штраф в размере 449 299 рублей. Мы обжаловали это постановление в областном суде, пытались доказать, что холдинг Vasko на момент той сделки уже не работал. Это по нашей просьбе подтвердило российское консульство в Турции, а также турецкая ассоциация отельеров; о том же свидетельствовали многочисленные публикации в СМИ. Но суд оставил в силе постановление Управления по финансово-бюджетному надзору. Попытка обжаловать решение в суде следующей инстанции тоже оказалась безуспешной. Я понимаю, в чем была наша ошибка тогда, в 2008-м. Переписку с Турцией мы вели только по электронной почте, как принято в нашем бизнесе. Поэтому сейчас уже нет документальных подтверждений, что наша компания связывалась с Vasko, пытался добиться оказания услуг или возврата средств. Все понимают, бумажные запросы за границу не дали бы практического результата, но формально их надо было отправлять. А мы решали другие задачи – спасали отдых своих туристов, хотя могли бы этого не делать (опять же, если смотреть на вещи с формальной точки зрения). Тем не менее мы уверены в своей невиновности и продолжаем оспаривать штраф – уже в третьей судебной инстанции.
Обложиться бумагами
Александр Корбарум, гендиректор туроператорской компании «ИнтАэр» Что касается истории, в которую попали коллеги из Сибири, тут все достаточно очевидно. И сейчас остается только принимать миллионные убытки как данность. Действовать надо было тогда, в 2008-м, – хотя бы нанять юриста, чтобы он грамотно организовал взаимоотношения с Vasko. Обложиться бумагами: получить подтверждение от отеля, что деньги до него не дошли; направить официальный запрос о ситуации вокруг проблемной турфирмы в российское консульство, в ту самую ассоциацию турецких отельеров, с которой российский туроператор связался потом с таким опозданием. Словом, собрать все документы, какие только могли бы послужить подтверждением недееспособности бывшего партнера. Именно так я рекомендую поступать всем, кто еще может столкнуться с аналогичными проблемами. Нельзя рассчитывать, что государство не заинтересуется вашим инцидентом. Даже если он совсем незначителен в масштабах рынка, обстоятельства могут сложиться против вас. На ту же сибирскую фирму валютный контроль вышел, скорее всего, случайно. Видимо, давняя транзакция вскрылась при проверке деятельности банка, через который осуществлялись расчеты с турецким партнером. И при проверке оказалось, что у российской турфирмы нет по этому платежу ни акта выполненных работ, ни документального подтверждения попыток вернуть средства в страну. Остается только посочувствовать коллегам из Сибири и посоветовать остальным учиться на их ошибках.
Банкротство – не форс-мажор!
Вячеслав Кудря, руководитель отдела по обращениям граждан и ведения реестра туроператоров Федерального агентства по туризму Минспорттуризма РФ Руководители региональной компании в 2008 году приняли единственно верное решение – предотвратили срыв поездки своих клиентов. Они должны были это сделать по-человечески, таковы были их моральные обязательства перед потребителями. Именно это я называю социальной ответственностью в бизнесе, здоровой этической установкой, которая гарантирует правильные отношения между клиентом и организацией, которая оказывает ему услуги. Но и с точки зрения законодательства компания из Сибири была обязана поступить именно так, как она поступила. Ведь она выполняла функцию отправляющего туроператора, а значит, должна была обеспечить клиентам забронированные и оплаченные ими услуги независимо от того, что происходило с ее партнерами. В том числе отвечать за действия и бездействие третьих лиц, если законом не предусмотрено иное. Это следует из ст. 9 Федерального закона о туризме. Банкротство зарубежного или российского контрагента не может освободить отечественного производителя туруслуг от его собственных обязательств по договору с клиентами. Такую ситуацию нельзя квалифицировать как форс-мажорную. Жаль, что сибирская компания не выполнила простые действия, которые защитили бы ее от претензий валютного контроля. Я понимаю: в экстремальной ситуации главное – помочь клиенту, сделать так, чтобы тур состоялся. Но порядок в документообороте все-таки должен быть, это тоже необходимое условие для создания благополучной рыночной среды в туризме.
Простейший алгоритм
Мария Булатова, гендиректор компании «Ирма-Аудит» Добросовестная турфирма заведомо виновата в случае срыва тура, каковы бы ни были причины. Туроператор отвечает за действия контрагентов, которых выбрал для организации услуг. Турагент формально имеет право переложить любые проблемы на ТО, но фактически ему это сделать вряд ли удастся – суд в 90% случаев защищает потребителя, не вникая в детали. Такова реальность. И если вы не придаете должного значения формальной стороне бизнеса, то усугубляете для себя ситуацию. Коллеги из Сибири пострадали по двум причинам. Во-первых, не приняли для возврата валютных средств тех мер, которые проверяющие органы сочли бы достаточными. Во-вторых, изначально в их валютном контракте не было заложено важное условие – срок возврата средств в случае, если иностранный партнер не оказал услуги. Действующее законодательство такой срок не устанавливает, то есть оставляет на усмотрение субъектов бизнеса. Ну и, конечно, в ответственный момент руководители турфирмы повели себя довольно беспечно, однако меня это не удивляет. Обычный для туризма подход к работе. Сколько раз я как частный клиент покупала путевки – всегда турфирмы допускали те или иные оплошности, которыми в перспективе могли навлечь на себя проблемы. Общий уровень юридической и фискальной грамотности в отрасли очень невысок. Поэтому многим наверняка пригодится простейший алгоритм действий на случай финансовой несостоятельности партнера. Речь может идти как о зарубежном принимающем ТО, так и о российском производителе туруслуг. Итак… Прежде всего, принимайте меры для возврата уплаченных вами средств, пишите официальные письма контрагенту. Если срывается тур и вы решаете повторно оплачивать забронированные услуги (например, размещение в отеле), не делайте это от своего имени. Иначе формально все будет выглядеть так, будто вы выводите валютные средства за рубеж. А у турагентств, которые работают по упрощенной системе налогообложения, еще возникнут проблемы с бухгалтерской отчетностью. Не создавайте себе лишней головной боли. Сделайте так, чтобы формально – по документам – платил турист. Если сам он за рубежом, осуществляйте расчеты от имени кого-либо из его друзей и родственников. Наймите юриста, чтобы он проконсультировал вас и представлял бы ваши интересы во взаимоотношениях с проблемным партнером. Подайте в суд. Если начата процедура банкротства этой компании, направьте конкурсному управляющему заявку на включение в реестр кредиторов. Помните, что все это очень серьезно. Вывод валютных средств за рубеж подпадает не только под «административную» статью 193 15.25 КоАП, но и под статью 193 УК, а она предусматривает в качестве максимального наказания лишение свободы на срок до трех лет. Правда, для этого сумма невозвращенных средств должна превысить эквивалент 30 млн рублей. Отдельного рассмотрения требует ситуация, когда банкротится российский ТО, и у его дистрибьюторов возникают огромные проблемы по причине того, что они неграмотно вели документацию. Например, оплачивали туры через терминал и теперь не могут подтвердить факт перечисления денежных средств. Терминал – это инструмент для расчетов между физлицом и поставщиком услуг, но никак не между двумя юридическими лицами. Несоблюдение порядка оплаты тура – распространенная ошибка турфирм при работе с клиентами. А вот еще две: неправильно оформленный договор о реализации турпродукта. Зачастую он не содержит информации, предусмотренной законодательством. И еще – отсутствие туристской путевки, которая является неотъемлемой частью договора. Пожалуйста, проведите внутренний аудит в своей компании, найдите все узкие места, наведите порядок в документации. Зачем вам лишние проблемы?
Никогда не сдавайтесь
Владимир Вепренцев, гендиректор юридической компании «Система Сервис» Мы сейчас рассматриваем ситуацию, вполне типичную для отрасли. Девять из десяти турфирм поступают так же, потому что хотят сохранить репутацию и отношения с клиентами. Например, в момент краха «Капитал Тура» турагенты перечисляли собственные средства за пострадавших туристов, причем платежи зачастую шли за границу. И не все догадались предварительно проконсультироваться с юристами о том, как все оформить правильно. Так что проблемы с государственными органами могут возникнуть у многих. Перед экспертным советом я подробно ознакомился с судебной практикой по аналогичным делам и могу сказать, что она весьма неоднозначна. В некоторых случаях один только факт подачи претензии к недееспособному партнеру рассматривается как достаточная мера для возврата денежных средств в Россию. Но бывает и по-другому: компания делала гораздо больше, но все равно признавалась виновной. Руководители сибирской компании в момент краха турецкого принимающего партнера не предприняли вообще ничего, чтобы защитить себя на будущее. Они решили проблемы клиентов и посчитали, что этого достаточно. Теперь я смотрю судебное решение по их делу и вижу, что апелляции практически бесполезны. В документе нет даже никаких шероховатостей, которые позволили бы оспорить его по каким-либо формальным признакам – хотя в большинстве случаев такие зацепки бывают. Это красивое, осмысленное и грамотное судебное решение. На что хочу обратить внимание: срок исковой давности по такого рода правонарушениям – один год. Рассматриваемое происшествие датируется 2008 годом, но штраф на турфирму наложен в конце 2010-го, поскольку валютный контроль исчисляет срок давности не с момента того злополучного платежа, а со времени истечения срока действия контракта между сибирской компанией и Vasko. А он формально продолжался до конца 2009 года, хотя все это время уже шел процесс банкротства зарубежного холдинга. И кемеровская турфирма уже никак не докажет, что фактически контракт прекратился гораздо раньше, в тот момент, когда Vasko остановил свою деятельность. Теперь ее бездействие формально квалифицируется как вывод валютных средств за рубеж. В этой ситуации возникает еще один вопрос: может ли служить смягчающим обстоятельством тот факт, что российская турфирма повела себя корректно по отношению к потребителям и оплатила их отдых из собственных средств? Мой ответ: нет, это никак не меняет дела. Потому что суд и так применил самую мягкую меру ответственности. Я хочу призвать участников рынка не только учиться на этих ошибках, но и занимать активную позицию в любых спорных случаях с клиентами и партнерами. Никогда не надо заранее настраиваться на проигрыш и с готовностью идти на финансовые потери. Если ваш зарубежный принимающий партнер вдруг прекратил деятельность и вы не считаете нужным оплачивать отдых клиентов из личных средств, требуйте в судебном порядке расторжения заключенного с ними договора. Для вас финансовый крах контрагента – существенное изменение обстоятельств, вы не могли его разумно предвидеть и предотвратить. Я считаю вполне реальным отстоять такую позицию в суде. Можно добитсья, чтобы суд распределил понесенные расходы между вами и туристом (50 на 50), это лучше, чем потерять все и заплатить потребителю вдобавок неустойку и моральный вред. Если вы турагент и клиент вынуждает вас платить за тур, сорвавшийся по вине ТО, тоже боритесь. Не опускайте руки и заручитесь поддержкой грамотного юриста. Мне удавалось в похожих случаях защитить турфирму в суде. Я против произвола – как потребительского, так и судебного.