Депозит в обмен на договор: единичный случай или общее правило?
Туроператоры продолжают предпринимать попытки обезопаситься от потенциальных рисков. Их увеличивает, в частности, агентский договор, по которому отраслевой закон обязывает участников рынка работать друг с другом. Например, когда путевка уже продана, обязанность поставщика турпродукта перед туристом возникла, а деньги на счет не поступили – агент не донес.
Туроператоры полагают, что страховкой в этом случае может послужить такая мера, как депозит от турагентства. Эта схема, введенная в практику «Натали Турс», теперь используется и другими игроками. Так, в начале июня TEZ Tour уведомил своих агентов, что за право заключать агентский договор надо будет внести 10-процентный возвратный депозит. Либо, если такая система не устраивает, работать с ТО по договору на реализацию продукта (услуги).
Теперь по этому пути пошел еще один крупный игрок - «Пегас туристик».
В редакцию HotLine.Travel обратился один из руководителей крупной туристской сети. Он сообщил, что «Пегас» меняет условия партнерства: основная форма сотрудничества с ним теперь будет основываться на договоре купли-продажи (или «Контракте»), а за агентский договор придется вносить депозит. На условиях анонимности он обещал сообщить подробности в ближайшее время.
Какие последствия несет подобное ноу-хау для отрасли, портал HotLine.Travel и эксперт Мария Булатова, глава компании «Ирма-Аудит» уже писали. Г-жа Булатова отмечала, что «попытки турагента «маскироваться» под агента туриста выводят его деятельность из-под действия отраслевого закона. Являясь посредником со стороны туриста, он перестает быть турагентом в том виде, в каком это понятие трактует закон о туризме». Но самая главная неприятность, ожидающая ТА – это уплата 18% НДС со всей продажной стоимости тура.
В «Пегас Туристик» информацию об особых условиях сотрудничества по агентскому договору на основании депозита не подтвердили, но и не опровергли. По словам Анны Подгорной, гендиректора «Пегаса», в ТО действительно предлагают различные варианты партнерства: «Вся информация есть у нас на сайте. Агентство вправе выбирать форму самостоятельно». При этом г-жа Подгорная пояснила, что они будут решительно бороться с субагентами: «Мы хотим знать, кто продает наш продукт».
Однако другие турфирмы, в частности так называемые центры бронирования, которые, по идее, должны были попасть в анти-субагентское «сито» «Пегаса», о депозите пока не слышали.
Так, Вячеслав Постников из отдела по работе с агентствами турфирмы «Он-лайн вояж» сказал, что они работают с «Пегасом» по агентскому договору без всякого депозита. «Правда, на рынке давно ходит информация, что уважаемая Анна Подгорная объявила бой субагентам, но у нас пока все по-прежнему», - добавил г-н Постников.
Ирина Галиева, зам. руководителя отдела франчайзинга, развития и регионов из «Глобал-Трэвел» ответила, что их компания также не получала никакой рассылки или письма от «Пегаса»: «Вообще на рынке нечасто предупреждают об изменениях заранее. Как правило, мы узнаем о переменах, когда это уже случившийся факт».
***
Знаете ли вы о новой агентской политике «Пегаса» и других туроператоров? Как вы считаете, это такая специальная санкция для отдельных розничных партнеров или, все-таки, практика, которая постепенно распространится по всем ТО?