Новогодние продажи не подкачали, а низкий сезон «провалился»
В начале декабря туристический рынок продемонстрировал противоположные тенденции. С одной стороны, к зиме были распроданы, по оценкам туроператоров, уже 85–90% туров от общего объема новогодних программ. Быстрее всего «закрылись» вылеты на 2–9 января, а вот туры на 25–26 декабря были в продаже вплоть до середины месяца. «Спрос выше, чем год назад», – оценил обстановку Максим Приставко, зам. генерального директора «Джет Тревел». По его словам, в горнолыжном сегменте уже в начале декабря игроки сместили акцент с новогодних программ на сезонные продажи.
По-другому складывалась ситуация на дальних пляжных направлениях. Праздничные даты удалось закрыть без особых проблем, но традиционный низкий период на стыке ноября и декабря оказался особо провальным. Вот примеры: в конце осени недельный отдых во Вьетнаме туроператоры отдавали за $600–700, а в 10-х числах декабря на «Бирже» портала TourDom.ru можно было найти перелет в Бангкок, Пхукет и Даболим за $360–400. «Горела» и Доминикана, причем впервые туда стали предлагать туры на четыре (!) дня. Куба и вовсе побила ценовые рекорды: недельный отдых туроператоры сбрасывали менее чем за $600.
Эдуард Кузнецов, президент «Мегаполюс турс», находит несколько объяснений для декабрьской депрессии. «Во-первых, избыток перевозки из Москвы на всех направлениях – например только по Гоа она увеличилась на 100%. Во-вторых, эффект «Капитала», из-за которого клиенты заняли выжидательную позицию. Наконец, макроэкономическая ситуация не становится лучше, и финансовый резерв у потенциальных клиентов мог истощиться». По словам эксперта, ТО рассчитывают отыграть потери в январе-феврале, но обольщаться не стоит – вряд ли спрос на туры вырастет больше, чем на 15–20% к уровню прошлого года. А этого, учитывая аппетиты по перевозке, недостаточно.