Карибы в пике
Турпоток на Карибы в этом году уже сократился на 12%. По прогнозам аналитиков, в 2009-м тенденция сохранится: в частности, спрос на гостиницы Ямайки может снизиться на 30%.
Сайт Travel Daily News со ссылкой на исследовательскую компанию Ypartnership сообщает, что 22% из общего числа туристов, планирующих отдых за рубежом, интересуются именно Карибами. В то же время Питер Йесавич, глава Ypartnership, сообщил сайту, что в 2008 году «продажи пошли на убыль, одна из причин – рост цен на билеты». Sunday Business пишет, что сейчас в некоторых отелях аншлаг: высокий сезон. Однако количество бронирований вскоре сократится, прогнозирует Вейн Каммингс, президент Jamaica Hotel and Tourist Association (JHTA). Как ожидается, Ямайку в январе 2009 г. посетят на 42,8 тыс. туристов меньше, чем в тот же период 2008-го, а в феврале количество гостей может уменьшиться на 47 тыс.
Впрочем Каммингс оговорился, что «это только прогнозы», члены JHTA уже пересматривают свои бюджеты и планируют снижать цены на проживание.
British Airways хочет поглотить двоих
Компания British Airways в декабре начала переговоры о слиянии с австралийским конкурентом Qantas Airways. Информация спровоцировала острую реакцию Iberia, с которой британцы задумали объединяться еще летом.
В течение часа после появления новости о возможном слиянии Qantas и British Airways (ВА) акции последней подпрыгнули в цене более чем на 10%.
Однако в целом обе компании переживают нелегкие времена. Доходы ВА в первой половине 2008 г. упали на 92% из-за высоких цен на топливо и проблем на финансовом рынке. Qantas в связи с кризисом была вынуждена сократить штат на 1500 человек, пишет CNN. С целью поддержать компанию правительство Австралии решило увеличить долю иностранного присутствия в капитале нацперевозчика.
Переговоры о слиянии с испанской Iberia BA начала в августе 2008 г. Как утверждают в ВА, на этой сделке не отразятся отношения с Qantas. The Financial Times приводит заявление главы Iberia Фернандо Контэ о том, что реализовать оба проекта будет «слишком сложно» и британцам придется выбрать один.
Сильнее, чем цунами
Ноябрьская блокада двух аэропортов Бангкока оказала на туристический рынок Таиланда еще более разрушительное влияние, чем цунами и вспышка атипичной пневмонии, пишет Travel Daily News.
По прогнозам исследовательской компании JPMorgan, сильнее всего пострадает гостиничный бизнес: в будущем году спрос на отели 4–5*снизится более чем на 50%. Ожидается также сокращение объемов перевозки. Многие транзитные туристы, которые планировали следовать через Бангкок в другие провинции Таиланда, могут отказаться от полетов, говорится в докладе упомянутой компании.
Отголоски политического кризиса окажутся более продолжительными, чем эхо от вспышки атипичной пневмонии, случившейся в 2003 г. Даже последствия цунами 2004 г. были для туротрасли не столь плачевны. Тогда турпотоки частично переориентировались с пострадавшего юга в другие регионы Таиланда. Сейчас скорое восстановление индустрии путешествий нереально, уверены западные аналитики. Многие государства еще долго будут относить Таиланд к нестабильным регионам и предостерегать своих граждан от поездок в эту страну. Кстати, ее бюджет на 9% формируется поступлениями от туризма, в данном секторе экономики напрямую заняты 6% рабочих и служащих – 2,42 млн человек.
Пираты добрались до туристов
Объектами пиратских атак становятся не только торговые суда, но и круизные лайнеры, пишет The Times. Самый последний пример: в декабре подвергся нападению американский корабль Oceania Cruises' Nautica в Аденском заливе (Йемен).
Пираты несколько раз выстрелили в Oceania Cruises' Nautica, но промахнулись. Капитан сманеврировал и на большой скорости увел корабль от нападающих. На борту были 684 человека, в том числе граждане Америки, Австралии, Британии и Канады. Никто не пострадал, в момент ЧП туристы завтракали, и многие даже не поняли, что произошло.
Это уже вторая атака на круизный корабль в 2008 г. В апреле сомалийские корсары захватили трехмачтовый лайнер класса люкс Le Ponant (Франция) с 30 членами экипажа. Пассажиров не было. Силами властей Франции и Йемена через восемь дней моряки были освобождены, а пираты захвачены.
Видимо, бандитские нападения на пассажирские корабли в Аденском заливе будут учащаться, делает вывод The Times. Эксперты рекомендуют не включать эту зону в круизные маршруты.
Вторая попытка Ryanair
Дискаунтеры продолжают расширять сферы влияния на мировом авиарынке. Крупнейший бюджетный перевозчик Европы Ryanair намерен поглотить ирландскую компанию Aer Lingus, чтобы контролировать 80% всех европейских рейсов через аэропорт Дублина.
По сведениям ВВС, доля Ryanair в акционерном капитале Aer Lingus на сегодня составляет 30%. В 2006 г. она уже пыталась купить остальные 70% за $1,99 млрд. Однако сделку заблокировали Евросоюз и правительство Ирландии: было заявлено, что слияние приведет к монополии.
Но глава Ryanair Майкл О'Лири не оставляет свою идею. Сейчас он дает за одну акцию Aer Lingus $1,78, что на 28% выше их нынешней биржевой стоимости. Однако общая сумма сделки может составить $950 млн – в два раза меньше, чем в 2006-м.
Thomas Cook и TUI Travel: рекордная прибыль
Годовой доход крупнейшего европейского туроператора TUI Travel вырос на 43% и составил 319,7 млн фунтов стерлингов. Thomas Cook, второй по величине ТО, сообщает, что его прибыль за аналогичный период увеличилась на 50%, до 366 млн фунтов стерлингов.
По версии зарубежных СМИ, такие финансовые показатели достигнуты благодаря синергетическому эффекту от сделок М&А, которые в прошлом году провели обе компании. TUI успешно завершил слияние с компанией First Choice, а Thomas Cook (ТС) – с MyTravel. Президент ТС Мэнни Фонтэнла-Новоа сообщил The Financial Times, что интеграция бизнесов повысила эффективность менеджмента, технологий, рекламы и, соответственно, оптимизировала издержки.
Другой причиной роста доходов туристических гигантов на фоне общей депрессии в турбизнесе и ряда громких банкротств стало сокращение убыточных чартерных программ. Известно, что TUI урезал их на 22% прошлой зимой и на 43% летом 2008 г. Между тем компания ожидает хорошего старта раннего бронирования на лето-2009 и планирует удорожание чартеров на 10%. В топ-менеджменте Thomas Cook уверены, что покупатели выдержат шестипроцентное повышение цен, а дальнейший рост будет затруднен, пишет Financial Times.
Несмотря на экономическую нестабильность, TC заложил на 2009 г. прибыль в размере 480 млн фунтов стерлингов и столько же – на 2010-й.