Горящего понемножку
Кризис подталкивает потребителей к переходу на электронное бронирование услуг, увеличивает глубину бронирований и усиливает конкуренцию между европейскими направлениями туристического рынка. Такие выводы опубликовал британский портал Packyourbags.com, который специализируется на продаже групповых туров и авиабилетов.
Джемима Нидхем, менеджер по продажам Packyourbags.com, делится наблюдениями: «Туриндустрия столь же уязвима перед рецессией, как и остальные отрасли экономики. Все неминуемо страдают, многие уже потеряли работу, над другими нависла угроза увольнения. Однако справедливо и то, что люди продолжают отдыхать и ездить в разные страны». При этом они пересматривают свои географические предпочтения. Например, сейчас в Европе растет спрос на дешевые туры в Испанию, а значит, снизятся цены на Грецию, потому что данные направления – конкуренты.
В Packyourbags.com прогнозируют рост туристических продаж через Интернет и ожидают увеличения глубины бронирования. В прошлом году отмечалась обратная тенденция: обанкротились несколько операторов, туристам приходилось искать им альтернативу, и «горящие» туры в отдельные периоды раскупались в мановение ока. Джемима Нидхем высказывает предположение, что такого больше не будет, и напоминает о плюсах early booking: «Рассчитаться за отдых можно частями – сначала предоплата, а остальное позже, в течение нескольких недель».
Отели: внимание на Россию
Зарубежные эксперты называют отечественный рынок гостеприимства перспективным, но малоизученным. Тем больший интерес вызвал опубликованный в январе доклад английской консалтинговой компании BDRC.
«Мы провели первое масштабное исследование российского отельного бизнеса и пришли к выводу, что он весьма интересен для потенциальных инвесторов», – заявила Эстер Рейнал, менеджер проекта.
Вот некоторые тезисы доклада BDRC.
В гостиничной сфере России почти нет сильных локальных брендов – большой плюс для международных сетей, готовых выйти на этот рынок. Из крупнейших транснациональных групп на нем активно конкурируют Radisson и Hilton. Сейчас популярность первого выше: он начал экспансию раньше и повел ее более амбициозно.
По мнению BDRC, русские чаще европейцев обращаются к электронным ресурсам для бронирования отелей или поиска информации о них. А значит, Интернет может рассматриваться как вполне эффективный и экономичный способ продвижения на новом рынке.
«В июле 2009 г. мы проведем повторное исследование рынка отелей в России», – подытожила Эстер Рейнал.
Бизнес-турист выбирает малолитражки
Американский портал деловых путешествий Orbitz исследовал ситуацию в сфере бизнес-тревел и сделал следующий вывод: в свете рецессии потребитель на этом рынке начал менять приоритеты и сценарии поведения.
По данным Orbitz for Business, 71% деловых туристов в 2008 г. путешествовали столько же или чуть больше, чем раньше, однако подавляющее большинство компаний (79%) все острее чувствовали необходимость сокращать расходы на MICE. В четвертом квартале минувшего года на это пошли 51% из 612 участников опроса, проведенного Orbitz. 39% респондентов ничего не изменили, 6% заморозили свои планы в сфере MICE, а 4% начали тратить больше.
В качестве альтернативы MICE 85% участников опроса опробовали такой способ коммуникации, как видеоконференции, но лишь 1% сочли его вполне продуктивным «заменителем» личного общения.
Больше половины опрошенных потребителей (55%) планируют в дальнейшем путешествовать столько же или больше, чем в 2008 г. Многие компании уже сверстали бюджеты MICE-2009, на основании которых старший вице-президент и исполнительный директор (СОО) Orbitz for Business Дин Сивли делает следующий прогноз: «Менеджеры, отвечающие за корпоративный туризм, будут снижать издержки всеми способами. От экономии на отелях и авиабилетах до аренды автомобилей с низким расходом топлива».
Обама – двигатель торговли
ТravelDailyNews в январе опубликовал результаты маркетинговых исследований компании Travel Leaders – прогноз популярности туристических направлений на рынке США в 2009 г.
В опросе, проведенном Travel Leaders в ноябре-декабре 2008-го, приняли участие 547 респондентов – владельцы и менеджеры крупнейших американских турфирм, ведущие эксперты отрасли.
Составленный в результате топ-лист внутренних направлений мало изменился по сравнению с прошлогодним. Пальму первенства сохраняет Лас-Вегас, чуть-чуть обгоняющий Орландо. На третьем месте – Гавайи. Заметное событие рейтинга: Чикаго переместился с 20 на 10 место. Как ожидается, туристический интерес к нему вырастет в значительной степени потому, что это родной город Барака Обамы.
Тройку самых востребованных зарубежных направлений и способов отдыха возглавляет Мексика (84,3% голосов), за ней – круизы (61,1%) и Карибы (43,9%). Как отмечают специалисты Travel Leaders, туроператоры рассчитывают на резкое повышение продаж такого продукта, как путешествия по европейским рекам, и надеются на сохранение клиентского интереса к круизам по Средиземноморью.
Между тем, президент исследовательской компании Роджер Блок отмечает следующий факт: 41% участников опроса утверждают, что уже в 2008 г. американцы начали экономить, сокращая продолжительность своих путешествий; 22,1% предпочитают ездить по стране на автомобиле, а не летать; 21,6% выбирают более скромный класс размещения. Эти тенденции сохранятся и в 2009 г. В связи с усугублением кризиса респонденты Travel Leaders рекомендуют: устанавливать гибкие даты заездов, выбирать отели с системой all inclusive, отдавать предпочтение регулярным рейсам, активнее продавать круизы и, наконец, чаще бронировать билеты по промо-акциям.