Перевозчики Европы вошли в пике
Гражданская авиация Европы тяжело переживает последствия экономического спада. Две австрийские авиакомпании заявили о собственной неплатежеспособности в июне. По этому поводу даже более солидные перевозчики объявили о том, что начинают продумывать тактику защиты от кризиса.
Главным ньюсмейкером стал словацко-австрийский лоукост-перевозчик Sky Europe. Словацкое подразделение холдинга подало заявление в суд Братиславы о своей неплатежеспособности 22 июня. Причиной такого печального итога стал кризис, начавшийся в 2008 г.; по итогам года убытки Sky Europe составили €59,12 млн. Подобная участь постигла еще одного австрийского авиаперевозчика: компанию Air Alps, которая тоже подала в суд Инсбрука заявление о неплатежеспособности и ходатайство о принудительной защите от кредиторов.
Наблюдая за своими австрийскими коллегами, другие европейские авиаперевозчики начали заявлять о подготовке антикризисных мер. В частности, о сокращении расходов. По сообщению FVW, президент Lufthansa Вольфганг Майрхубер сказал 22 июня, что из-за резкого снижения числа бизнес-пассажиров и роста цен на топливо компании придется сокращать как ряд маршрутных частот, так и персонал в наземных службах перевозчика. Не стал стесняться в выражениях и Вилли Уолш, генеральный директор British Airways – главного конкурента Lufthansa, он открыто заявил, что его компания вступила в «стадию борьбы за выживание».
У Thomas Cook банкротят «маму»
Банкротства коснулись и туроператорского сектора. Компания Arcandor, которой принадлежит 52,8% Thomas Cook, 9 июня объявила о своей неплатежеспособности и начала процедуру финансовой «санации». Эксперты считают, что проблемы «материнской» структуры станут сдерживающим фактором на пути туроператора в Россию.
Торговый холдинг Arcandor запустил процедуру банкротства с целью стабилизировать деятельность компании. При этом Thomas Cook официально заявил, что не пострадает из-за «санации» материнской компании, а также выполнит все обязательства перед туристами, уже забронировавшими путешествия.
Уверенность в том, что проблемы обойдут Thomas Cook стороной, президент компании Мэнни Фонтенла-Новоа аргументировал так: туроператор не участвовал в кэш-пулах холдинга, не давал гарантий по обязательствам Arcandor, а объем денежной массы, используемой для операционной деятельности между «мамой» и «дочкой», невелик – 1 млн фунтов стерлингов. Но, как сообщает швейцарская газета Travel Inside, несмотря на успокаивающие заявления г-на Фонтенла-Новоа, еще 8 июня компания обнародовала планы сократить 200 человек в своем немецком подразделении; переговоры с профсоюзами по этому поводу уже начались. События в Arcandor вызывают у наблюдателей сомнения в том, что недавно объявленная инициатива Thomas Cook по покупке российского ТО может претвориться в жизнь.
В табачный ларек – за туром
Конкуренцию в сфере розничных продаж путевок подогреет Bewotec, поставщик программного обеспечения для туризма. Компания вывела на рынок Германии, Австрии и Швейцарии новое техническое решение, благодаря которому туристы скоро смогут покупать турпутевки в автоматах по продаже сигарет. Новость появилась в швейцарской газете Travel Inside 16 июня.
Велика вероятность, что эта свежая идея будет раздражать европейские туристические агентства, которым в последнее время и без того живется несладко. Многие из них уже пострадали от новых форматов продаж, вытесняющих традиционный туристический ретейл.
Некоторые ТО подливают масла в огонь: например, TUI открыл для себя такой канал сбыта турпакетов, как почтовые отделения в Австрии. С середины апреля до начала июня 4000 человек забронировали туры через почту.
Аналитики отмечают бурный рост количества так называемых RoPo-потребителей (Reasearch online – Purchase offline), одновременно исследователи не могут с уверенностью сказать, что клиент, нашедший тур в Интернете, предпочтет забронировать его в агентстве; более велика вероятность, что RoPo-покупатель станет клиентом почтовых, табачных или продовольственных точек, предлагающих также туристические пакеты.
PR бывает наказуем
Начало июня ознаменовалось нешуточным скандалом в Германии. По информации газеты Handelsblatt, «Организация по контролю над лоббизмом» (Der Verein LobbyControl) вынесла главе «Германские железные дороги» Рюдигеру Грубе предупреждение по поводу незаконного использования скрытой интернет-пропаганды.
По данным вышеупомянутой организации, в 2007 году «Германские железные дороги» потратили Ђ1,3 млн на оплату частных мнений, которые были опубликованы на форумах, в блогах и разосланы по электронной почте пользователям Интернета. Рюдигер Грубе признал существование этих так называемых no-badge-акций и объявил, что предприятие уже не применяет подобные меры улучшения имиджа.
Интересно, что после обнародования скандальной информации «Германские железные дороги» потеряли главу службы маркетинга Ральфа Кляйн-Бельтинга, который был вынужден уйти в отставку, а исполнитель PR-кампании European Public Policy Advisers GmbH не только не пострадал, но даже получил массу положительных рецензий на свою работу от участников PR-сообщества. Особых похвал был удостоен, например, такой ход: пиарщики разместили в Интернете результаты сфальсифицированного опроса, в соответствии с которым 55% немцев якобы не поддерживают забастовку водителей локомотивов, которая состоялась в октябре 2007 года.
Как Kuoni по-китайски?
Швейцарский туристический холдинг выходит на китайский рынок. 3 июня Kuoni приобрел 32% акций компании Et-China, одного из крупнейших китайских ТО; цена вопроса – 9,2 млн швейцарских франков.
По словам Питера Ротвелла, генерального директора Kuoni, эта сделка «займет достойное место в 100-летней истории холдинга». Приобретение крупное. Компания Et-China была образована в 2000 г. в Гуанчжоу, ее штат – 1400 сотрудников, ей принадлежит контрольный пакет туристической фирмы Guangzhou International Travel Services (GZL), крупнейшей в Китае интернет-платформы онлайн-продаж туруслуг. Также с 2003 г. Et-China является партнером China Southern Airlines, крупнейшей авиакомпании КНР. Если добавить к этому то, что акции Et-China котируются на лондонской бирже, а чистая прибыль в прошлом году составила 200 млн швейцарских франков, то можно будет без труда представить масштаб и значение сделки для рынка.
Готовые скинуть
Ослабление американской экономики вынудило многих туроператоров страны снизить пакетные цены на внутренние направления, о чем сообщил портал Travel Daily News 20 июня. Однако для 30% туристов экономить на отдыхе сейчас неактуально.
«Туры в такие страны, как Греция, Египет, Южная Африка, Австралия и Италия, для американцев стали дороже из-за укрепления доллара по отношению к национальной валюте этих государств. Цены, например, на Гавайские острова, выглядят привлекательней», – сравнил Боб Уитли, президент Ассоциации туроператоров США (USTOA). В среднем внутренний туризм подешевел на 20%, по сравнению с прошлым годом.
Согласно данным исследования, проведенного по заказу USTOA перед летним сезоном, трое из четырех опрошенных обязательно поедут в отпуск, а более 45% респондентов еще не выезжали за границу в этом году. Однако туристы хотят сэкономить и потратить на отдых на 10–50% меньше, чем в прошлом году. Такая возможность есть у тех, кто поедет на Гавайи: можно смело рассчитывать, что этим летом пакет 4 дн. 3 н. обойдется на 40% дешевле, чем в 2008 г., поделился г-н Уитли.
Однако есть и другая аудитория: почти 30% участников исследования не относят себя к приверженцам внутреннего туризма и предпочтут поехать за границу, в те страны, которые предлагают более дорогой отдых.