Что подорожает зимой?
Многопрофильный концерн REWE, объединяющий туроператорские бренды Dertour, Meier's и ADAC, сообщил о своей готовности к зиме. Презентацию каталогов и программ на новый сезон REWE использовал и как повод рассказать о новых тенденциях рынка.
Туроператоры, входящие в концерн REWE (более известен в сфере продовольственного ретейла, владеет сетями Billa и Merkur), 2 июля в Бонне представили дистрибьюторам 25 зимних каталогов, из которых 16 посвящены дальнемагистральным направлениям туризма. Есть и новинки: например, Dertour впервые выходит на Тунис, а Meier's Reisen начнет осваивать Эфиопию.
В ходе презентации зимних каталогов Михаэль Фрезе, шеф REWE, поделился аналитической информацией об объемах продаж собственной компании и общих трендах, информирует агентство fvw. Он сообщил, что оборот туристических подразделений концерна снизился на 2% за первое полугодие. Наибольший зафиксирован в сфере продаж авиабилетов: минус 20% от показателей за аналогичный период прошлого года.
Что же касается европейского туристического рынка, то традиционно в плюсе оказались круизы и оздоровительне туры, на остальных направлениях – стагнация либо падение. Интересны ценовые прогнозы г-на Фрезе на зимний сезон: на 5% подорожают для туристов дальние направления, а Европа и Северная Африка останутся на прошлогоднем ценовом уровне, Мальорка же подешевеет почти на 15%.
Под нож – оклады руководства
Топ-менеджеры туроператорских компаний стали легче относиться к своей зарплате. Некоторые добровольно соглашаются сократить личные доходы, чтобы избежать повальных увольнений в их компаниях. Сколько же зарабатывает высший менеджмент турфирм за границей?
Руководящие кадры швейцарского туристического концерна Kuoni отказались от половины своей месячной заработной платы. Об этом 6 июля сообщило информационное агентство Tip. Как сказано в заявлении пресс-службы Kuoni, руководство тем самым продемонстрировало ответственность за финансовое состояние компании в кризисное время. Если их инициативу поддержат другие работники, то удастся сохранить некоторое количество рабочих мест. Размер заработной платы топ-менеджеров при этом не разглашается.
Корреспондент Службы «БАНКО», проанализировав данные из открытых источников, выяснил, что руководитель Thomas Cook Мэни Фонтенла-Новоа за 2008 г. получил 7 млн британских фунтов в месяц. В эту сумму включена среди прочего премия за удачную сделку по приобретению My Travel. В 2009 г. базовая зарплата г-на Фонтенла-Новоа увеличилась на 34% – до 850 тыс. британских фунтов. О том, как повлияло на доход менеджера банкротство Arcandor (материнская компания Thomas Cook), пока не сообщается.
Большой резонанс в прессе вызвало заявление Майкла О'Лирри, руководителя крупнейшего low cost перевозчика Ryanair. Он назвал высокие доходы руководящих управленцев Ryanair недопустимыми, «раздутыми и опасными» в ситуации, когда вверенные им компании демонстрируют убытки. Поводом к такому заявлению стало то, что руководитель Air Lingus («дочка» Ryanair) получил премию в размере €200 тыс., а менеджеры среднего звена были вознаграждены €45 тыс. каждый.
Между тем кризис не особенно отразился на доходах рядовых сотрудников турфирм. Так, например, по данным рекрутинговых порталов, средняя зарплата менеджера туристического агентства в Англии держится на уровне 18 тыс. фунтов в год, в Австрии – €17 тыс., в Германии – €18 тыс. Работодатели предпочитают сокращать персонал, но не урезать их доходы.
Болгария прощается с немцами
Отельеры Болгарии констатируют резкое снижение финансовых показателей. Гостиничная база страны недозагружена из-за неслыханного падения турпотока из Германии и демпингующих турецких отелей, пишет новостной портал World Tourism News 20 июля.
В прошлом году Болгарию посетили 8,7 млн иностранных туристов, благодаря чему доход от туротрасли достиг $3,4 млрд, а это примерно 10% от ВВП. В нынешнем сезоне рекорд вряд ли удастся повторить. Болгарское Министерство по туризму опубликовало неутешительные данные о том, что в начале июля общее число гостей сократилось на 7,4%, а на некоторых северных курортах страны – на «Русалке», к примеру, – зафиксировано 25-процентное снижение числа отдыхающих. Объем бронирований из Германии сократился на 11% (в прошлом году в Болгарии отдохнуло 500 тыс. немцев), сообщил Кирилл Йорданов, мэр Варны.
Отельеры объясняют ситуацию, прежде всего, жесткой конкуренцией со стороны Турции. Болгария считает, что турецкие гостиницы, расположенные на Черном море, почти ежедневно снижают цены на проживание. Угнаться за таким головокружительным демпингом сложно, хотя болгары и стараются. В пик сезона, во второй половине июля, стоимость ночи в номере пляжного отеля (тип питания – BB) в среднем упала до $30 и ниже.
Болгарские отельеры надеются на внутренний туризм и приток гостей из России, Восточной Европы и стран бывшего СССР.
TUI раскошелится
И не он один. Многие крупные международные туроператоры начали делиться с агентами маржей. Такова их реакция на снижение потребительского спроса, вызванное кризисом.
Иностранные ТО не скрывают, что клиентская активность резко уменьшилась по сравнению с прошлым годом. Профессиональный журнал Travelinside указывает на снижение туристических объемов продаж в Европе в среднем на 15% за первое полугодие. Такие же оценки высказывают три крупнейших швейцарских игрока: Kuoni, M-Travel (в России более известный как Hotelplan) и TUI Swiss.
Участники рынка по-разному действуют в экстремальных условиях падения спроса. Например, TUI Austria обещает поделиться с агентами маржей: партнеров, которые обеспечат оборот на уровне прошлого года или выше, ждет увеличение комиссии на 0,5%. Повышенное вознаграждение дистрибьюторам-лидерам предлагают и американские туроператоры The Co-operative Travel и Cosmos. Кроме того, 9 июля они объявили о совместном издании каталогов и объединении некоторых программ на 2010 г.
Организуются также различные кросс-маркетинговые акции. Например, Epok – маркетинговое объединение ресторанов в Лондоне – предложило независимым турагентствам распространять среди покупателей специальные ваучеры, гаран тирующие 50-процентные скидки на обеды во всех заведениях Epok.
Перевозчики падают
С 18-процентным снижением пассажиропотока столкнулись авиакомпании России в первом полугодии 2009 г., сообщило 29 июля Reuters со ссылкой на Федеральное авиационное агентство.
Рост безработицы и неуверенность в завтрашнем дне заставляет россиян отказываться от путешествий, тем более что ослабление рубля сделало транспортные услуги менее доступным. Авиаперевозчики борются с потерями: кто-то начинает болезненную реструктуризацию долга, а некоторые даже не исключают собственного банкротства.
Интересно, что до конца мая объем пассажирских перевозок оставался стабильным и даже рос. Картину сильно подпортил июнь, в течение которого услугами российских авиакомпаний воспользовались 4,6 млн человек – на 13,4% меньше, чем за аналогичный период 2008 г. В этом месяце пять крупнейших авиапредприятий с государственным капиталом – «Аэрофлот», «Трансаэро», S7 Airlines, «Россия» и «ЮТэйр» – перевезли 10,37 млн пассажиров. Всего за полугодие российские авиакомпании перевезли 18,75 млн пассажиров – на 18% меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.