Павшие в борьбе за Пулково
Претендентов на право осуществлять реконструкцию аэропорта Пулково убыло. Теперь в тендере участвуют не четыре, а только два европейских конкурента, сообщила 28 мая австрийская газета Wirtschaftsblatt.
Сошли с дистанции австралийский банк Macquarie, одним из учредителей которого является «Ренессанс Капитал», и немецкий строительный концерн Hochtief, выступавший в альянсе с российской группой Renova. Интересно, что этот последний еще с 2006 г. был одним из главных разработчиков концепции долгосрочного (до 2025 г.) развития «воздушных ворот» Питера. Однако кризис вынудил немцев отказаться от планов, связанных с Пулково.
На финишную прямую тендера вышли аэропорт Вены и Fraport, немецкий лидер по управлению аэропортами. Они проявили дальновидность, выбрав в качестве партнеров российские предприятия с государственным участием: «Газпром» и ВТБ соответственно.
На модернизацию Пулково потребуется $1 млрд, и половина этой суммы должна быть обеспечена кредитами ВЭБ, Европейского банка реконструкции и развития, а также Международного банка реконструкции и развития.
В Мексику – можно!
По сведениям американской газеты The Daily News (TDN), Великобритания и США уже не против путешествий своих граждан в Мексику. Кстати, вспышка «свиного» гриппа сделала эту страну особенно привлекательной для экономных туристов.
В Мехико резко сократилось число случаев заражения вирусом H1N1, поэтому некоторые страны перестали квалифицировать поездки в Мексику как опасные для здоровья. Так, Госдепартамент США 15 мая официально заявил о «необходимости соблюдать обычные меры предосторожности» – не более. Великобритания также сняла ограничения, о чем МИД страны объявил 21 мая. Многие английские туроператоры намерены возобновить деятельность на мексиканском направлении, а перевозчики Mexicana и British Airways 22 мая сразу после официального заявления МИД полностью восстановили полеты из Англии в Мехико.
Оскар Фитч, гендиректор туристского офиса Мехико, не скрывает радости: «Это отличные новости. Туризм – важнейшая часть нашей экономики, и существовавшие медицинские ограничения серьезно навредили ему на всех уровнях». Одновременно грипп сделал поездки в Мексику чрезвычайно выгодными. В этой стране цены на товары и услуги в евро-эквиваленте сейчас в 181 раз ниже европейских, сообщила 21 мая австрийская газета Die Presse.
Умудрились заработать
Туроператоры во всем мире несут убытки из-за кризиса, но есть и такие, кого эта беда обходит стороной. К разряду «счастливчиков» зарубежные СМИ отнесли онлайн-дистрибьюторов туруслуг и круизные компании.
В частности, отчет Norwegian Cruise Line за первый квартал выглядит более чем позитивно: чистая прибыль круизного гиганта составила $5,2 млн, что особенно впечатляет на фоне 145-миллионных убытков за тот же период 2008 г. Такие результаты достигнуты благодаря падению цен на нефть и сокращению управленческих расходов. Другие круизные компании отмечают отличную загрузку кораблей в этом году – в среднем 106,9%. (Процент перевалил за сотню, поскольку многие туристы оплачивали дополнительные кровати в каютах.)
Самым радостным для круизеров стал конец весны. Так, Regent Seven Seas Cruises (США) подсчитал, что в мае среднее число телефонных бронирований по сравнению с последними месяцами выросло на 46%, а онлайн-заказов – на 55%. К 15 мая эта компания полностью продала средиземноморские программы и круизы по Аляске.
Бьют рекорды и некоторые онлайн-порталы. Сотрудники швейцарского Travelwindow AG в течение апреля-мая не справлялись с обработкой бронирований, количество которых выросло по сравнению с началом года на… 75%. Успех обескуражил даже директоров компании, которые заявили, что и не мечтали о таком росте.
Между тем электронная коммерция в сфере туризма и до кризиса развивалась гораздо динамичнее, чем классическая. В Европе дистанционная торговля занимает 1/3 рынка, а ее оборот в 2008 г. достиг €246 млрд.
Ждите Expedia
Крупнейшее в мире онлайн-турагентство Expedia, принадлежащее Microsoft, заинтересовалось российским рынком. Событие симптоматичное: аналитики ждут, что в перспективе e-commerce буквально перекроит розницу.
Микаэль Андерсон, вице-президент и управляющий директор Expedia-Europe, 15 мая в ходе брифинга в Лондоне намекнул на возможное «вторжение» в Россию. Об этом же косвенно свидетельствуют следующие факты. Прошлой осенью компания участвовала в конференции по туристической онлайн-торговле в Москве. А в начале 2009 г. разместила вакансию Director of Market Management Russia на крупном рекрутинговом портале.
Отметим, что холдинг Expedia Inc., учрежденный в 1995 г. Microsoft, является крупнейшим мировым туристическим онлайн-агентством и четвертой по величине турфирмой в мире; он объединяет бренды expedia.com, hotels.com, Hotwire, TripAdvisor и Classic Vacations. Объем продаж туристических услуг Expedia через Интернет составляет $17 млрд в год.
Возможную экспансию Expedia эксперты не рассматривают как прямую угрозу для российских турфирм: на их территории онлайн-продажи ограничиваются в основном средой B2B. Между тем в Европе онлайн-дистрибьюторов уже сейчас открыто называют «убийцами» классического туристического ритейла.
Lufthansa наступает
Немецкий перевозчик находится в шаге от господства над европейским небом. Возможно, он поглотит Austrian Airlines и приобретет 80% акций английской а/к British Midland Airways (BMI).
Сделку с Austrian Airlines (AUA) Lufthansa практически завершила. По крайней мере, 11 мая держатели 85% активов австрийского авиапредприятия согласились с ценой покупателя – €4,49 за акцию.
Наступление на европейское воздушное пространство Lufthansa начала 1 июля 2007 г., выкупив основную часть бизнеса швейцарского SWISS International Air Lines AG. В 2008 г. она учредила новую авиакомпанию в Италии и получила контроль над бельгийской Brussels Airlines; а в середине мая 2009 г. антимонопольные органы Евросоюза рассматривали намерения немецкого перевозчика купить 80% английского BMI.
Для российского рынка особенное значение должны иметь сделки по приобретению AUA и BMI, так как именно эти два предприятия имеют наиболее сильные позиции на маршрутах в Россию и страны СНГ.
В TUI победил ставленник «Северстали»
Немецкий деловой журнал FVW опубликовал новость о результатах годового собрания TUI, состоявшегося 13 мая. Председателем совета директоров концерна остался Юрген Крумнов.
Имена основных действующих лиц, боровшихся друг с другом за право определять стратегию развития транснациональной компании, более чем известны: это крупнейший акционер концерна Джон Фредриксен и президент TUI Майкл Френцель. Первый критиковал политику нынешнего правления, предлагал провести расследование относительно недавней продажи компании Hapag-Lloyd, занимающейся судоходными перевозками, и требовал сместить председателя совета директоров Юргена Крумнова. Аналитики утверждают, что Фредриксен сам нацелился на этот пост.
Френцель же выступал против всех требований своего идейного оппонента; его поддерживал владелец «Северстали» Алексей Мордашов, которому принадлежит 15% акций TUI Travel.
На годовом собрании TUI в Ганновере 13 мая г-н Фредриксен потерпел поражение: владельцы 65% акций проголосовали за то, чтобы Юрген Крумнов остался на своем посту. Итоги собрания означают, что активность туристического гиганта на российском рынке сохранится на прежнем уровне.