Вулкан: зря боялись?
Европейские авиаперевозчики требуют господдержки, чтобы пережить финансовые потери из-за отмены полетов в связи вулканической активностью в Исландии. А еще они сомневаются, что обширное применение данного «эмбарго» было оправданным, сообщает газета The Independent 19 апреля.
В первом квартале 2010 года, незадолго до извержения Эйяфьятлайёкюдля, авиационный рынок как раз начинал восстанавливаться после кризиса. В течение 2009 года он потерял $9 млрд, в апреле каждый день «закрытого воздуха» обошелся еще в $200 млн.
Тяжелее многих переживала катаклизм а/к British Airways: накануне она потерпела убытки в 40–45 млн фунтов стерлингов ($61–68,5 млн) по причине мартовской забастовки летных экипажей, апрельский же коллапс стоил компании 10–15 млн фунтов ($15,2– 22,8 млн) в сутки.
Европейский лоукостер. Easyjet с 15 по 19 апреля сократил полетные планы на 85% и лишился 25 млн фунтов (свыше $38 млн).
Запрет на полеты был мотивирован тем, что смесь стекла, песка и камней, содержащаяся в вулканическом пепле, при попадании в двигатели может привести к их остановке. Однако тестовые рейсы, British Airways, Air France-KLM и Lufthansa, прошли без проблем, что вызывает стремление переосмыслить причины авиакризиса. Между тем в мае вулкан снова дал знать о себе. Периодически закрывалось воздушное пространство над Ирландией, и Великобританией, Испанией, Марокко. Выбросит ли Эйяфьятлайекюдль новые порции пепла?
Кто заработал?
Благодаря исландскому вулкану неплохо заработали европейские отельеры. К такому выводу пришла редакция Traveldailynews.com 26 апреля, оценив последствия транспортного кризиса для гостиничного рынка.
Туристы, которые из-за отмены авиарейсов не могли своевременно вернуться на родину, оплачивали свое вынужденное пребывание за рубежом по завышенным тарифам. В частности, гостиницы в Лондоне с 15 по 22 апреля подорожали на 49% (в среднем со 138 до 205 фунтов стерлингов за ночь), в Милане – на 90% (со 118 до €226). Рост прайсов в Амстердаме составил 26%, в Мадриде – 46%, в Барселоне – 12%, в Париже – 27%. Как отмечает Traveldailynews, эти данные получены в результате обработки информации о 160 тыс. ежедневных бронирований гостиниц Европы.
Туризм на зыбкой почве
Экономика Таиланда – и, в частности, туристический сектор – снова несет потери из-за политических волнений в стране, сообщает агентство Reuters 15 апреля.
Очередная волна антиправительственных выступлений, несомненно, повредила направлению. Один только Китай отменил около 70 чартерных рейсов, которые были запланированы на 13–15 апреля; фактическая загрузка отелей тайской столицы в первой половине месяца составила не более 30%. В целях безопасности многие гостиницы вообще не принимали постояльцев с 20 по 25 апреля. Так поступили, в частности, Grand Hyatt Erawan, Holiday Inn, Intercontinental и Centara Grand. «Мы попросили наших гостей произвести досрочный check-out в полдень 20 апреля и временно прекратили работу», – подтвердил сотрудник Intercontinental в интервью газете Bangkok Post.
В туризме заняты 1,8 млн таиландских граждан, в прошлом году отрасль дала стране 6% от ВВП и начала восстанавливаться после кризиса, но в результате беспорядков наметившийся рост уже замедлился, констатируют специалисты инвестбанка Morgan Stanley. Впрочем, Таиланд быстро справляется с такими проблемами. С 1932 года он пережил 18 государственных переворотов, по большому счету это не поколебало веры людей в то, что Сиам – одно из прекраснейших мест в мире.
Израиль против яблок
Многие туристы на въезде в Израиль были вынуждены попрощаться со своими электронными устройствами марки Apple, сообщается в электронной версии газеты The Washington Post 15 апреля.
Министерство коммуникаций Израиля в середине апреля запретило ввозить на территорию страны iPad. Власти выказали опасение, что использование этой разработки от Аpple нарушит работу других беспроводных устройств. Чтобы выяснить, поддерживает ли гаджет национальные стандарты связи, потребовалось время – около полутора недель. В этот период, с 13 по 25 апреля, у туристов и бизнесменов в аэропортах страны было изъято около 20 iPad'ов. Конфискованное оборудование хранилось на постах таможни (за плату, разумеется) до возвращения владельцев. С 25 апреля запрет на ввоз iPad был отменен.
Куба зовет американцев
На Острове свободы ожидается туристический и предпринимательский бум в связи с отменой ограничения на визиты американцев, которое действовало 48 лет и было упразднено в апреле 2010 года. Накануне этого события местные власти организовали в Канкуне первый американо-кубинский саммит, пишет Travelweekly.com 4 апреля.
Представители административных кругов кубинского туризма полагают, что страна будет ежегодно принимать порядка 1 млн гостей из США. Пока самыми многочисленными гостями являются канадцы, в 2009 году они приехали в количестве 900 тыс. человек, а в общей сложности на острове отдохнули 2,4 млн иностранцев.
Совокупные доходы индустрии путешествий и смежных отраслей составили $2 млрд, сообщил министр туризма Кубы Мануэль Марреро и добавил, что по количеству отелей его государство дает фору любому из своих соседей в Карибском регионе. Номерной фонд острова составляет 50 тыс. комнат, более 30 тыс. приходится на побережье. В течение ближайших лет Куба планирует создать 10 тыс. новых «койко-мест» (строительство девяти гостиниц начато в 2009 году), а также увеличить количество международных аэропортов с трех до десяти.
Все эти данные были обнародованы в Канкуне на саммите, который состоялся 24–26 марта, т.е. еще до официальной отмены ограничений. На мероприятии присутствовали порядка 40 представителей туриндустрии США. Они отмечали «приветливость и радушие» кубинцев и отсутствие дискуссий на политические темы. «Я думаю, мы можем надеяться на мощную поддержку в этой стране», – сказал Райан Калоус, представитель туристического холдинга Mark Travel. Лиза Саймон, президент Национальной туристической ассоциации США, добавила, что кубинцы предоставили полную и честную картину о своем рынке и возможностях для американских инвесторов. К слову, сотрудничество уже началось. «У нас заключены контракты с рядом отелей, но мы планируем существенно расширить свое портфолио», – отметил Джеффри Ли, директор по продукту туристической компании Pleasant Holidays.
Журналист и сетевик
Немецкий журнал FVW 17 апреля обратил внимание своих читателей на то, что в Германии создается новая сеть туристических агентств.
Ее строит Олаф Зачерт – бывший тележурналист с RTL и Bloomberg, а ныне управляющий партнер инвестиционного холдинга OZ Capital (Гамбург). Предприниматель уже договорился о покупке 11 агентств, а к концу 2011 года планирует увеличить их количество до 50. Сумма инвестиций не раскрывается, но, по словам г-на Зачерта, это шестизначная цифра в евро. Планируется, что новая сетевая компания – OZ Travel Group – начнет работать в мае 2010 года, а к концу года ее оборот достигнет €15 млн.