Итак, круизная компания Costa Cruises спустя 13 дней после крушения лайнера Costa Concordia приступила к выплатам компенсаций. Пока речь идет о первом «транше» - возмещении стоимости тура. На очереди два других – расчет по имущественным потерям и причинению морального вреда. Как сообщила Елена Карманова, директор по маркетингу и PR «Виа Марис», Costa Cruises запросила у туристов через туроператоров подтверждения стоимости авиабилетов, а также заявила о готовности компенсировать бортовые расходы (экскурсии, питье и т. п.) как по кредитным картам, так и наличным депозитам. Кроме того, идут запросы по описанию содержимого личных сейфов, чтобы можно было вернуть то, что уже или будет извлечено из них (частичное вскрытие сейфов в присутствии понятых производится). Так же владельцем «Конкордии» рассылаются письма с просьбой указать претензии в части компенсации материального и морального ущерба.
Подавляющее большинство клиентов, судя по всему, в решении вопроса возмещения потерь избрало путь, предложенный Costa Cruises. «Почти все наши туристы (на борту «Конкордии» их было 18) предпочли ждать компенсаций от круизной компании, - рассказала Елена Карманова. – И только две семьи прислали формальную претензию к нам, прибегнув к услугам юридической фирмы «Ремеди»». Как удалось выяснить, эта компания, с центральным офисом в Санкт-Петербурге, специализируется на оказании юридических услуг в области морского права. Похоже, главными их клиентами с «Конкордии» стали туристы петербургской компании «Инфлот». Успела собрать «урожай» примерно в 40 человек и одна итальянская адвокатша, видимо, русского происхождения, отлавливавшая клиентов прямо у порога российского консульства в Риме.
И только третий, растиражированный Роспотребнадзором и поддержанный Ростуризмом вариант возвратов популярностью пока не пользуется. Как поведал Роман Чударев, руководитель департамента круизов «Атлантис Лайн» (тоже около 20 пострадавших), за справками о невозможности исполнить туроператором свои обязательства никто не обращался. Как сообщили в СК «КИТ Финанс Страхование» (фингаранта «Виа Марис»), от Роспотребнадзора ими было получено уведомление об обязанности исполнить обязательства в случае обращения пассажиров «Конкордии». И не скрывали удовольствия, когда узнали от туроператора, что к тому по поводу фингарантий никто не обращался. Таким образом, издержки страховщиков по данному страховому случаю могут быть минимальны. Впрочем, у туристов еще есть время, если по другим вариантам выплат произойдет сбой. Руководитель претензионно-искового отдела «Персона Грата» Александр Байбородин напомнил: срок исковой давности составляет 2 года после наступления страхового случая.
26 января
В кильватере Costa Concordia последуют изменения?
Крушение лайнера Costa Concordia в ночь с 13 на 14 января вызвало объяснимый общественный резонанс. Пока рано говорить о последствиях катастрофы для крупнейшей в Европе круизной компании в частности и для значительного сегмента туррынка в целом, но какая-то корректировка произойдет, это очевидно. Такую позицию разделяют все игроки круизной отрасли. Примерно одинаково оцениваются масштабы потерь, прежде всего, имиджевых. Гендиректор компании «Нептун» Валентин Елисеев считает, что снижение спроса на морские путешествия, безусловно, произойдет, но явление будет иметь временный характер. Интерес к круизам восстановится если не сразу после того как утихнут страсти в СМИ, то в относительно короткий временной отрезок. «О таком развитии событий свидетельствует стабильный рост продаж круизных туров: за последние три-четыре года они увеличились почти в 10 раз. На руку и статистика: круизный отдых остается одним из самых безопасных. На курортах трагедии случаются несоизмеримо чаще», - считает эксперт. С ним полностью согласен и руководитель «Виа Марис» Игорь Арутюнян.
О том, что происходило на борту «Конкордии» во время катастрофы, сведения противоречивые: одни говорят о панике, другие утверждают об организованной эвакуации пассажиров. О дальнейшей судьбе лайнера пока ничего неизвестно: откажется ли от него Costa Cruises? Сменит ли судно название после ремонта? Так или иначе, круизная компания, владелец Costa Concordia, уже заявила о компенсациях в полном объеме тем, кто купил туры на этом лайнере в январе-феврале, плюс 30% кредита на будущий круиз до июня. Участникам злополучного путешествия компания обещает выплатить компенсации «в полном объеме». Детали пока не сообщаются. Интересно, что в СМИ промелькнуло предположение: за компенсацией причиненного вреда, в том числе и морального, пассажирам «Конкордии» следует обращаться к туроператорам, организовавшим это морское турне. Любопытно было бы получить комментарии юристов, участников рынка, а также специалистов по психологии людей в критических ситуациях.
16 января
Мы публикуем подборку видеосюжетов о кораблекрушении Costa Concordia. Видео сняты пассажирами лайнера, представителями итальянских береговых служб, а также журналистами.
Telegraph TV. Скандальная запись переговоров капитана лайнера и береговой охраны, из которой следует, что Фраческо Скеттино покинул терпящий бедствие корабль до завершения эвакуации. Офицер береговой охраны приказывает капитану вернуться на судно и координировать действия экипажа.
Associated Press. На этом видео показано как итальянские спасатели проделывают дополнительные проходы в лайнер с помощью управляемых взрывов.
Telegraph TV. Видео, снятое пассажирами судна: туристы столпились в коридорах и ожидают эвакуации.
На этом видео показан маршрут лайнера в пятницу 13 января, восстановленный по данным автоматической системы слежения. Видео размещено Astrapaging.
ABC News. Ночная видеозапись, сделанная береговой охраной Италии в инфракрасном спектре: пассажиры покидают судно в темноте.
Russia Today. Пассажиры высаживаются на берег из спасательных ботов.
Итальянская газета il Mattino разместила видео, снятое с вертолета. Лайнер лежит на боку, нанизавшись на скалы.
Еще одна запись Russia Today. Операторы находятся на катере, крупно показаны повреждения, которые получил круизный лайнер.
Аналогичная запись от Repubblica TV.
Рекламный ролик Costa Concordia. Каким был этот лайнер до аварии.