О, счастливчик!
Принятое постановление разрешает беспошлинный ввоз иностранных самолетов емкостью более 300 кресел, но – до ноября 2008 г. Таким образом, воспользоваться таможенной льготой сможет лишь одна авиакомпания – «Трансаэро». Только у нее уже законтрактованы восемь Боингов-747-400, которые должны поступить до апреля. Другие перевозчики попросту не успеют этого сделать. Игорь Волков, замдиректора S7 по общественным связям, поясняет: «Ожидание лайнеров занимает от 2 до 3 лет».
Сергей Быхал, директор по связям с общественностью «Трансаэро», отвергает намеки на возможный протекционизм. «Решение правительства было для нас таким же неожиданным, как и для остальных участников рынка», – уверяет он.
По предварительным оценкам, экономия этого перевозчика на таможенных пошлинах составит от $80 до 120 млн. «Это весьма серьезный карт-бланш на фоне традиционно скромной рентабельности авиаотрасли», – говорят наблюдатели.
Что за горизонтом?
Каковы же конкурентные перспективы туроператоров, не вхожих в круг ближайших партнеров «Трансаэро», если таможенные льготы не будут продлены после 2008 г.? Александр Арутюнов, президент ВАО «Интурист», убежден: «Расчет на дальнемагистральные борта других авиа-компаний хоронить не придется – вряд ли кто-то из них откажется от уже запланированного, пусть и с пошлинами, ввоза техники, особенно на фоне скорого выбытия Ил-86». «К тому же восемь «дешевых» Боингов-747 – это не те объемы, которые позволяют «Трансаэро» реально угрожать ценовым монополизмом на дальних маршрутах», – добавляет эксперт.
А вот Эдуард Кузнецов, президент UTE Megapolus group, не столь оптимистично оценивает конкурентные шансы игроков, которые не входят в трансаэровский пул: «Воспользовавшись таможенной льготой, «Трансаэро» надолго закрепит за собой «первый номер» на протяженных авиалиниях, а значит, усилятся и его партнеры».
Ольга Новикова, генеральный директор «Мальдивианы», считает, что операторы, не имеющие доступа к технике «Трансаэро», смогут побороться на тех направлениях, где ограничены возможности аэропортов по об-служиванию больших самолетов. «Мале – воздушные ворота Мальдив – не принимает лайнеры типа Боинг-747», – поясняет она.
Не исключен, наконец, и такой сценарий: увеличив дальнемагистральный парк, «Трансаэро» может добровольно пойти на расширение числа стратегических партнеров за счет сильных игроков из туропера-торской среды.