Турагентства рассказали, какие способы расчетов с ТО для них актуальны
Чем заменить системы терминальных платежей? Многие турагенты вслед за туроператорами от них отказываются, это подтвердилось в ходе специального опроса онлайн-журнала HotLine.Travel. Более 33% из 340 проголосовавших заявили, что «на всякий случай» не производят оплаты ни через TourPay, ни через PayTravel.
Между тем, потребность в инструментах для «бесконтактных» расчетов с поставщиками – причем быстрых и доступных круглосуточно – по-прежнему остается.
Корреспондент HotLine.Travel выяснял, как решают для себя эту задачку владельцы розничных турфирм в Москве и регионах.
Безнал как идеал
Конечно, в теории идеальный для всех вариант – безналичные платежи. И есть на розничном рынке предприниматели, которые уверяют, что, отказавшись от терминальных систем, как раз и приблизились к этому идеалу. «Теперь рассчитываемся с туроператорами главным образом по безналу», – говорит Анжела Галкина, директор агентства «Меридиан-Тур» (Подольск).
Но это все же скорее исключение, нежели правило. И дело не только в том, что безналичный платеж подразумевает чисто белую бухгалтерию, которая в туризме далеко не для всех реальна (вообще, лучше не будем касаться в этой публикации скользкой фискальной темы, это разговор отдельный).
Существует другой камень преткновения – деньги поступают со счета продавца на счет производителя, в лучшем случае, на следующий день после оплаты, а часто позже. И за время их пути стоимость тура для клиента в наши дни может сильно подрасти. Во-первых, у крупных операторов динамическое ценообразование. Во-вторых, дико скачут курсы валют.
«Мы обычно сразу после перечисления денег высылаем оператору платежку. Но даже получив ее, некоторые поставщики пересчитывали нам стоимость туров в момент резкого падения рубля», – признает Анжела Галкина.
Второй вопрос: как оплачивать по безналу туры ласт-минут? Сегодня приходит в турфирму клиент, хочет улететь завтра, а его деньги упадут на счет оператора, допустим, послезавтра...
Крупные розничные компании, которые давно работают на рынке, пытаются решать эти проблемы. Ведут диалог с туроператорами о фиксации курса. Заносят им депозиты для срочных бронирований. Или, к примеру, в знак особого доверия просят (и порой получают) такую опцию, как «доверительный платеж» – это когда туроператор устанавливает для своего проверенного агента какую-то сумму, в пределах которой можно продавать продукт с условием постоплаты.
Но для среднестатистической турфирмы такие условия труднодостижимы. Так что полный безнал – это по-прежнему всего лишь идеал.
В банковские карты играете?
С картами та же проблема: деньги идут долго. Кроме того, агенту приходится платить за эквайринг. «Банковская комиссия – до 2% от суммы платежа – съедает значительную часть нашего вознаграждения, это невыгодно», – поясняет Марина Петрова, заместитель директора московской розничной фирмы «Ландо».
Но есть такие туристы, которые готовы платить за туры только банковскими картами. Чтобы их не упускать, владельцы турфирм обычно устанавливают у себя POS-терминалы. «Ведь не могу же я сказать клиенту, чтобы он снимал деньги и платил наличными, он просто уйдет в другую турфирму, – поясняет Оксана Бычкова, гендиректор AksarI-Tour.– Так что мы предоставляем туристам возможность рассчитываться по картам у нас в офисе. Эквайринг за наш счет, естественно».
Почему же естественно? Некоторые все-таки ухитряются переложить эту статью расходов на клиента. Среди них – «ТурЦентр Первый» из города Коломна. «Сами понимаете: наш заработок – 10% от стоимости тура, покупатели всегда скидки требуют, а если еще за эквайринг нам платить, то какой смысл работать? – говорит Ольга Мальчук, гендиректор компании «ТурЦентр Первый» г. Коломна. – Мы так и объясняем туристам: если хотите рассчитываться по карте, то для вас сумма сделки увеличивается на 1,6%. Такие условия у ВТБ – самый низкий процент, какой нам удалось найти».
Участники рынка стараются удешевить этот способ взаиморасчетов. Самые низкие ставки могут предложить агентам и прямым клиентам крупнейшие производители туруслуг, получающие от партнерских банков выгодные условия по эквайрингу за счет больших финансовых потоков. «Мы начинаем работать от 0,15% и вниз», – утверждают лидеры рынка.
По тому же пути идут компании, предлагающие платежные сервисы. Консолидируя платежи в пользу разных туроператоров, можно договариваться с банками о снижении комиссионных по любым видам платежей, утверждает, в частности, исполнительный директор платежного сервиса «Аппекс» Станислав Мельников.
Тем не менее, подавляющее большинство турагентств пока воспринимают банковские карты, как вынужденный способ взаиморасчетов – достают POS-терминал исключительно по требованию клиентов, сами не предлагают.
Кассы банков и терминалы: тепло, еще теплее
Крупные операторы предоставляют партнерам возможность оплачивать туры без комиссии, через кассы и терминалы определенных банков – обычно ВТБ и «Промсвязьбанк». И агенты охотно пользуются, тем более что это быстро. «У меня курьер только-только внес деньги, даже еще в офис не вернулся, а я вижу в системе, что заявка оплачена», – говорит Оксана Бычкова.
Что касается банковских касс, тут есть одна сложность. «Они закрываются в восемь вечера, самое позднее, – рассказывает Игорь Сорокин, директор агентства «Экипаж» из Ярославля. – А у нас рабочий день ненормированный, можем и до девяти с клиентом общаться. Куда после этого нести его деньги? В таких случаях доступны терминалы». «Да, вполне удобно», – подтверждает Ольга Мальчук.
«Евросеть», «Связной»
«Там надо идти в их офис с деньгами и какую-то комиссию платить...» – припоминает Игорь Сорокин. Комиссия, на самом деле, может быть разная, а может и вовсе отсутствовать – в зависимости от того, какие у туроператора действуют договоренности с платежными посредниками, а также от того, готов ли он сам полностью или частично платить эту комиссию вместо агента.
В целом, «Евросеть» и «Связной» на слуху, но из опрошенных HotLine.Travel представителей розницы никто ими не пользуется.
«Все-таки у них есть свой клиент, особенно в регионах, – говорят туроператоры. – Это подтверждается нашей статистикой. Вот туры продавать они не умеют, мы убедились, а деньги принимать – вполне».
«Контакт»... «Лидер»?
«Контакт» в свое время был достаточно популярен в туризме. Но в апреле прошли обыски в «Русславбанке», которому принадлежала эта система (впоследствии проданная другим собственникам), и после этого целый ряд банков перестали с ней работать. Сейчас «Контакт» функционирует, но его популярность в туризме уже не та. «Я не доверяю», – лаконично выразила свое отношение к этому сервису Оксана Бычкова.
Теперь на слуху аналог «Контакта» – система «Лидер». Из опрошенных нами региональных турагентств многие ею пользуются. «Но тут опять может возникнуть сложность: это надо идти в один из банков, которые сотрудничают с «Лидером», заполнять квитанцию и платить там на месте наличными. То есть сервис доступен только в течение рабочего дня. А нам удобнее все, что круглосуточно», – комментирует Игорь Сорокин.
Oblako.Travel? Посмотрим
Этот новый проект, созданный при участии «Сбербанка», по функционалу аналогичен терминальным системам. «Почему мы должны доверять вашему «Облаку»?» – такой вопрос поступил на конференции ТБГ в адрес Александра Лобанова, одного из идеологов Oblako.Travel. Ответ был следующий: задействованы терминалы «Сбербанка», а это не только максимальный охват пользователей, но и гарантия того, что соблюдаются все фискальные требования, и никаких карательных мер со стороны регулятора – Центробанка – не последует.
На стартовом этапе к платежному сервису подключаются два туроператора, когда присоединится более широкий круг поставщиков, можно будет судить о реакции рынка.
***
В заключение этого краткого обзора предлагаем вам принять участие в опросе – какие способы расчетов с поставщиками наиболее актуальны для вашей компании?