Курс евро раскачивает спрос на Европу
Майские праздники в туризме часто называют репетицией лета. Показатели продаж на этот период позволяют делать первые предварительные выводы о перспективах всего сезона. Когда этот журнал сдавался в печать, скепсис в оценках начал уступать место легкому оптимизму.
В начале марта турагенты с тревогой отмечали, что в сравнении с 2013 годом спрос заметно просел. Особое волнение вызывали европейские направления. Ведь из-за ослабления рубля туры ощутимо подорожали.
Исходя из этого даже руководители туроператорских компаний, которые обычно очень оптимистичны относительно собственных планов, заговорили о необходимости подкорректировать объемы, прогнозируя спад продаж. В частности, отменили большую часть традиционных дополнительных рейсов в Прагу на майские – вместо 16 допрейсов из Москвы на «Чешских авиалиниях» туроператоры поставили всего два.
Впрочем, на других направлениях по состоянию на начало апреля планы оставались в силе. Вероятно, туроператоры рассчитывают на отложенный спрос. Дескать, поволновавшись по поводу санкций, международной ситуации, крымского кризиса, туристы в конце концов свыкнутся с новой реальностью и все равно придут в агентства за своими турами – в середине апреля или даже непосредственно в мае, если у них имеется открытая шенгенская виза. Частично такой прогноз оправдался – в начале апреля ТА сообщили, что клиенты наконец-то начали раскупать майские туры, причем как по визовым, так и по безвизовым направлениям. Хотя тут стоит отметить, что этой активности туристов сопутствовала долгожданная стабилизация рубля и даже его укрепление: в начале апреля евро стоил уже 48 рублей, а не 51–52, как в марте.
Эксперты рынка, однако, заметили, что до прошлогоднего уровня показатели продаж все равно недотягивают. И особенно это заметно в регионах, где туроператоры, как и в прошлые годы, планировали существенно расширить перевозку. По отзывам агентств, многие туристы предпочли бронировать европейские туры на предпраздничные даты или на заезды сразу после майских каникул – чтобы сэкономить. А это значит, что в конце месяца туроператорам придется массово выбрасывать спецпредложения или отказываться от блоков мест на рейсах и чартеров. Впрочем, оптимисты считают, что шанс раскачать продажи еще есть и майские заезды можно будет загрузить без сильного снижения цен на туры.