Или насколько выполнима миссия, возложенная на туроператоров?
Завершился первый рабочий день после того, как 6 ноября прозвучало заявление властей о приостановке авиасообщения с Египтом. От понедельника туристическая розница ждала чуда – налаживания рабочего процесса по выполнению решения Президента Путина. Суть задачи сформулирована чётко – без лишней суеты и скандалов провести аннуляцию туров в Египет, причем так, чтобы не пострадали люди, в данном случае – туристы. Но оказалось, что, несмотря на максимально высокую авторитетность указаний, их реализация пока никак не укладывается в рамки желаемого – туристы жалуются, напряжение растёт. Почему представители отрасли не справляются с возложенной на них миссией, и какое развитие событий нас ожидает?
Речь ни в коем случае не идёт о саботаже, напротив, туроператоры понимают, что в нынешних реалиях безопаснее не летать в Египет, чем летать. Но в одночасье повернуть потоки клиентов на другие направления, все равно что изменить русла рек, – требуются время, огромные организационные усилия и инвестиции. При этом сами поставщики туруслуг не находятся в вакууме, на них давят туристы, которых тоже можно понять – они услышали по телевизору о том, что турфирмы должны предложить альтернативу или полностью вернуть деньги, и требуют своего – ведь их отпуска были сорваны. Для небогатых людей, целый год копивших на поездку к солнцу, такая реакция – вполне оправдана. Розница, как обычно, оказавшаяся между молотом и наковальней, тоже атакует туроператоров. Находясь под эмоциональным прессингом своих клиентов, сотрудники турагентств пытаются дозвониться до поставщиков, но у последних в большинстве случаев не хватает человеческих ресурсов, чтобы своевременно ответить на все запросы.
В туроператорских компаниях понимают – главная нагрузка ложится именно на них. Не справиться – нельзя, необходимо в кратчайшие сроки найти решения, которые, с одной стороны, не разорят их самих, а с другой, устроят большую часть туристов. Поэтому все поставщики озадачены срочным контрактингом с отелями в тех странах, которые хотя бы с натяжкой могут заменить Египет. Основные претенденты – Турция и Кипр. На этих направлениях сезон завершился, многие бюджетные отели закрыты, остались более дорогие варианты размещения. Но даже там, где все ждут низкой цены, она вдруг начинает расти. Почему? В интервью HotLine.travel один из экспертов объяснил: «В этом году был огромный профицит перевозки в Египет. Пытаясь сгенерировать поток, компании шли на занижение цены, закладывали в пакет билеты по 50 $. И сейчас, когда направление закрылось, спрос перераспределился на другие страны, мы просто приводим цены в соответствие с себестоимостью». О том, что, используя ситуацию, туроператоры зарабатывают сверхприбыль, речи не идёт. Конкуренцию всё равно никто не отменял, и она регулирует тарифы, но продукта в данный момент настолько мало, что спрос позволяет туроператорам от дотационного социального ценника перейти к прайсу, соотносимому с себестоимостью. Что же касается экономики туроперейтинга, она даже в этом случае будет глубоко минусовой – признаются участники рынка.
«Нам приходится организовывать вывоз туристов, отказываться от всех заказанных услуг, выстраивать и оплачивать новую цепочку на альтернативные направления», – сказал в беседе с корреспондентом HL один из руководителей туроператорской компании. – Получить назад предоплату нереально – нас с отелями и принимающими DMC связывают контракты. И в данном случае именно мы не можем выполнить своих обязательств по поставке туристов». Поэтому компании, оперирующие на направлении, и пытаются аннулировать туры за вычетом фактически понесённых затрат – борются за каждую копейку.
Что же касается намерений Правительства финансово поучаствовать в помощи туроператорам – это была, пожалуй, самая лучшая новость дня. Получится ли из этого что-то действительно полезное для рынка, пока неизвестно. Но руководители компаний восприняли такой жест как знак признания и уважения, за которым , возможно, последуют пусть и не госинвестиции, но хотя бы лояльность. А она лучше, чем угроза наказания.
Тем не менее, рассуждая о возможных последствиях приостановки авиасообщения с Египтом, эксперты турбизнеса видят большие проблемы. Во-первых, для гражданской авиации, которая в одночасье оказалась без загрузки. По оценкам специалистов, оборот на направлении за зимний сезон составлял около 300 млн $, половина расходовалась на оплату перевозки. Во-вторых, пострадает розница – она лишилась базового ассортимента и неизбежно будет втянута в конфликт с клиентами, которые всё равно останутся недовольными или же испытают негатив. И, конечно, в этой ситуации самыми крайними окажутся туроператоры. На стагнирующем рынке лишиться массового направления, получив при этом колоссальную дополнительную финансовую нагрузку, – само сочетание этих факторов станет большим испытанием для крупных участников отрасли.
Впрочем, завтра, возможно, что-то изменится. Как сказал в интервью HL один из собеседников, «надежда умирает последней».