Защищайте вашу собственность
Если у вас нет отеля, пожары ему не страшны. И с топливной компанией не будет драки, если у вас нет самолетов. Но не расслабляйтесь. Имя-то у вашей компании есть? Есть. Так вот оно – это имя – вполне может уйти к другому, если вы не знаете о последних изменениях в сфере законодательства об интеллектуальной собственности. Нововведения появились 1 января, когда вступила в силу 4 часть ГК РФ. В связи с этим у неосведомленных турфирм могут возникнуть некоторые проблемы. Вот рекомендации по их профилактике, составленные с помощью юристов ЮА «Персона Грата».
Называйтесь правильно
Кого касается
Фирм с названиями типа ООО «Путешествия и экскурсии», ЗАО «Отдых и туризм», а также с другими, состоящими из общеупотребительных слов, не подлежащих регистрации по ст. 1473 ГК.
В чем проблема
Зарегистрировать новое предприятие с вышеописанным названием не удастся. Если же компания уже существует с «неправильным» именем, то владельцы не смогут ее перерегистрировать или внести изменения в учредительные документы. Для этого им сначала надо привести фирменное наименование в соответствие с требованиями ГК.
Как правильно
Придется фантазировать, возможно, в ущерб лаконичности. Например, ООО «Отдых и туризм. Весь мир у ваших ног!».
Шершавым языком закона
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. (п. 2 ст. 1473 ГК РФ)
Не сокращайтесь
Кого касается
Турфирм, которые рекламируют себя под названиями-аббревиатурами.
В чем проблема
Представим ситуацию: на рынке давно работает турфирма под зарегистрированным названием «Солнце. Отдых. Море», но все ее знают как СОМ. И вдруг появляется клон – «Свой Особый Мир», который вносит в реестры не только полное, но и сокращенное наименование. Законным правообладателем бренда СОМ окажется новичок, и он частично пожнет плоды многолетних трудов старого СОМа. А все потому, что последний не зафиксировал свое право на аббревиатуру.
Как правильно
Если и полное, и сокращенное фирменное наименование одинаково дороги своему владельцу, придется одновременно их регистрировать сначала в патентном ведомстве, а затем в Едином государственном реестре юрлиц.
Шершавым языком закона
Сокращенные фирменные наименования... защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц. (ч. 2 п. 1 ст. 1474 ГК РФ)
Без лишнего пафоса
Кого касается
ТО и ТА с названиями типа «Российская экзотика», «Французская Ривьера», «Кипр Тревел», «Итал Трэвел», «Федеральный Турсовет».
В чем проблема
Разрешение на использование слов «Российская Федерация» и производных от него выдает только правительство страны и только компаниям, более 75% акций которых принадлежат государству. В случаях самовольного использования таких слов органы регистрации могут в судебном порядке вынудить турфирму поменять название.
Как правильно
Не примазываться к громким именам, либо продать государству свыше 75% акций турфирмы.
Шершавым языком закона
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений... (п. 4 ст. 1473 ГК РФ)
Поделился именем – плати
Кого касается
Туроператоров, передающих турагентствам право на пользование своими товарными знаками, а также и дистрибьюторов, упомянутые знаки использующих. Сетевых объединений – управляющих компаний как правообладателей и участников сетей как пользователей.
В чем проблема
Допустим, некая турфирма получила статус уполномоченного агентства крупного туроператора и право носить его бренд, что зафиксировано в лицензионном договоре между сторонами. С 1 января такое соглашение необходимо регистрировать в Роспатенте. Государственная пошлина за эту услугу составляет 8 тыс. руб., плюс работа юристов. Платить должен ТО, так как обязанность по регистрации договора лежит на правообладателе товарного знака.
Однако санкции за невыполнение этого требования применяются к агенту – незаконному носителю чужого бренда. Как минимум – откажут в регистрации вывески с чужим логотипом. А могут и административный штраф наложить в размере от 40 до 500 тыс. руб. за ненадлежащую рекламу.
Впрочем, могут пострадать обе стороны лицензионного соглашения: все платежи между ними неправомерны, так как сделка, не зарегистрированная в установленном законом порядке, является ничтожной.
Как правильно
Правообладатель товарного знака должен регистрировать лицензионный договор с каждой компанией, которой разрешает носить собственное имя. То есть, если ТО или управляющая структура розничной сети позволяют размещать свой логотип на вывесках сотне ТА, то и зарегистрировать такое соглашение они должны ровно сто раз. Каждое изменение или дополнение к лицензионному договору также должно регистрироваться.
Шершавым языком закона
Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (п. 1 ст. 1490 ГК РФ)