На каждом направлении этого региона идет своя игра. Эмираты бьют рекорды по приему туристов из нашей страны. Продажи Марокко растут, хотя еще далеки от дореволюционных показателей. Израиль стагнирует, и эксперты радуются уже тому, что турпотоки из России снижаются не так стремительно, как из других стран. Это все на поверхности. А копнуть глубже – везде интриги.
ОАЭ. Допинг демпинга
На рынке туров в ОАЭ царит небывалая для летнего времени деловая активность. Ее провоцируют авиакомпании – по крайней мере так утверждают эксперты из туристической среды. «На мой взгляд, общий объем перевозки из Москвы можно было бы сократить процентов на 50», – говорит, в частности, Геннадий Косарев, возглавляющий эмиратский департамент в «Русском Экспрессе».
Что конкретно мы имеем по части воздуха?
«Аэрофлот» летает из Москвы в Дубай ежедневно, Emirates – два раза в день. Плюс четыре еженедельных рейса «Трансаэро» (в прошлом году было два). Кроме того, а/к Air Arabia, которая прошлой осенью взлетела на Шарджу, оставила на лето три еженедельных частоты.
Теперь о ценах. У Air Arabia они как были, так и остаются самыми низкими – в районе $300 за кресло в блоке; дальше идет «Трансаэро»: порядка $380. «Аэрофлот» значительно дороже – его тарифная планка, по словам экспертов, колеблется в диапазоне $450–500 за кресло в свободной продаже (блоков у него не берут). Парадокс: на Emirates можно улететь из Москвы в Дубай дешевле. Этот брендовый перевозчик предлагает туроператорам прайсы, сопоставимые с розничными аэрофлотовскими, – $480–520 за кресло, но есть специальные предложения, по которым дети летят бесплатно. Правда, акция действует при условии бронирования ряда конкретных отелей – естественно, недешевых. Тем не менее этот кросс-маркетинг выполняет свою миссию – привлекает на борт Emirates часть клиентуры, которая могла бы достаться российскому нацперевозчику.
Показательный факт: возросло количество туроператоров, которые взяли у авиакомпаний блоки на лето. Раньше это практиковала только «Натали Турс», теперь на рейсах «Трансаэро» ей составил компанию «Библио Глобус». Емкости Air Arabia законтрактировали TEZ Tour, «Русский Экспресс», «Лабиринт». Уже накануне сезона было очевидно, что всем гарантированы проблемы с загрузкой, но ТО связаны с перевозчиками круглогодичными контрактами, делят с ними летние риски, чтобы получить максимально выгодные цены на зиму.
Пытаясь реализовать неликвидные блоки, туроператоры бомбят рынок спецпредложениями. Одна из самых радикальных оферт: четырехдневный тур с проживанием в городском отеле Дубая (3*) за $150–170 – цифра чисто символическая.
По мнению экспертов, ситуация в зимнем сезоне будет развиваться по аналогичному сценарию. «Авиакомпании заявляют какое-то нереальное количество рейсов, и самое интересное – операторы берут! Наверное, рассчитывают, что продолжится откат турпотоков в ОАЭ из Египта», – говорит руководитель «Компании ПАКС» Сергей Приголовкин.
Словом, клиент будет в шоколаде. Можно с уверенностью ожидать дальнейшего снижения ценовой планки как в сегменте экономичного и среднебюджетного отдыха, так и в нише luxury.
Самое обсуждаемое событие сезона в сфере авиации: Emirates ставит на маршрут Москва – Дубай новый двухпалубный Airbus-380. Максимальная вместимость – 853 пассажира. Арабский перевозчик, естественно, не собирается набивать машину до отказа, на борту будет кресел пятьсот, но все равно сам факт появления такого лайнера означает значительное расширение общего объема воздуха. Кстати, цена заявлена весьма привлекательная, и найдется немало желающих полетать в этом самолете-городе.
Наблюдатели ожидают также появления на эмиратском рынке новых чартерных инициатив. Раньше туроператоры заявляли только короткие цепочки на высокие даты, но в прошлом году TEZ Tour в партнерстве с Nordavia организовал программу полетов в Дубай на весь сезон. Вполне вероятно, что кто-то из конкурентов захочет последовать его примеру. Так или иначе, сам TEZ собирается повторить эксперимент. «Но помимо собственного чартера мы, как и год назад, возьмем блоки почти у всех регулярных авиакомпаний, которые летают в Эмираты», – уточнил гендиректор туроператорской компании Владимир Каганер.
Чем ответит «Аэрофлот»? Пока известны только заявленные им блочные тарифы на зиму $490 за кресло, как и в прошлом году. «Неинтересно», – комментируют потенциальные заказчики.
Необходимо отметить, что объем зимней перевозки на эмиратском направлении растет не только в Москве. Air Arabia будет выполнять полеты уже не из двух, а из четырех городов России, расширяется программа «Уральских авиалиний», продолжает наступление на наш рынок авиакомпания Fly Dubai. Региональные рейсы оттянут часть турпотоков у Москвы, и это обострит общий профицит перевозки.
Итак, туроператоры активно стимулируют потребительский спрос допингом демпинга. Между тем себестоимость продукта увеличилась: отельеры повысили цены. По словам Владимира Каганера, гостиничные услуги в ОАЭ подорожали в среднем процентов на пятнадцать, аналогичную цифру называет гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
Индексация прайсов сама по себе не критична, хуже другое: растут финансовые риски туроператоров, поскольку на направлении возрождается практика коммитментов с полной предоплатой на сезон. До кризиса 2008 г. только так все в Эмиратах и работали, потом у отелей начались большие проблемы с загрузкой, управляющие готовы были отдавать номера чуть ли не на любых условиях. Но это в прошлом. Зимой-2011/12 спрос на гостиницы в ОАЭ со стороны российских ТО был просто ажиотажным, и в следующем сезоне он только усилится – ведь растущие объемы перевозки надо обеспечивать комнатами.
Израиль. Хрупкое равновесие
А вот восток в другом ракурсе: Израиль. Здесь лето – самый низкий сезон, туристическая активность сведена к минимому. То есть интриг, по идее, быть не должно. Но нет же: недавно на сайте Росавиации появились сведения о том, что на направлении возможен чартерный бум, способный привести к массовым распродажам. Заявлено буквально следующее: в ходе переписки между авиавластями России и Израиля достигнута договоренность об увеличении числа чартерных рейсов на направлении Тель-Авив. С восьми раз в неделю их количество вырастет до 15, причем рост запланирован фактически только на летний период – с 1 июля и до конца летней навигации. Очевидно, речь идет о дополнительных нерегулярных частотах для «Аэрофлота» и «Трансаэро».
PR-директор «Трансаэро» Сергей Быхал сообщил «ГЛ»: «Наша авиакомпания подала в Росавиацию заявку на использование новых частот».
А пока на маршруте Москва – Тель-Авив есть только регулярка: летают те же «Аэрофлот» с «Трансаэро», а также израильские El Al и Isra Air. «Перевозки вполне хватает, расширение рынку не требуется», – утверждает Марина Белоглазова, специалист израильского направления TRAVELSYSTEM. Коллегу полностью поддерживает Екатерина Ефимова, руководитель департамента выездного туризма «КМП-групп». По ее словам, билеты в Израиль всегда есть в свободной продаже у авиакомпаний, периодически их уценяют и выбрасывают на рынок и туроператоры, которые держат блоки на рейсах. Диапазон цен – 10–15 тыс. руб. за кресло. Если сейчас начнется эскалация чартерной активности, то направление может загореться, как это уже было года полтора назад, когда Израиль осваивал «Южный Крест» на пару с Isra Air. (Помните «Израиль за 200 долларов»?)
Пережив этот крайне сложный период, туроператоры теперь стремятся поддерживать баланс спроса и предложения на направлении. «Все подходят к планированию программ очень осторожно, – говорит заместитель генерального директора «Солвекс» Людмила Сысойкина. – Тем более что политическая ситуация на Ближнем Востоке еще далека от полной стабильности, да и мировой экономический кризис продолжается. Турпотоки в Израиль падают на всех мировых рынках. Хотя в России угол падения менее острый, чем где бы то ни было».
Полюса Марокко: плюс и минус конкуренции
В отличие от большинства восточных направлений Марокко сейчас находится на пике сезона: в России эта страна считается направлением летнего пляжного отдыха. Соответственно, конкуренция между туроператорами – тоже в самом разгаре. Одеяло массового спроса тянет на себя Coral Travel, который понимает чартер под экономичные туры в Агадир.
На другом полюсе спроса – регулярка Royal Air Maroc на Касабланку. На ней сгруппировались «Спейс-Трэвел», «Ванд Интернешнл», «Фламинго» – туроператоры, которые когда-то открыли Марокко для российского туриста, поднимали чартеры на Агадир до появления конкурентов-тяжеловесов. «Первым из них был «Капитал Тур», потом «Корал», «Ланта», и объемы перевозки на направлении стали зашкаливать, – рассказывает руководитель марокканского направления «Спейса» Маргарита Лебедева. – Мы для себя решили, что нет смысла терпеть убытки в этой конкуренции, и перешли в сегмент высокобюджетного туризма (хотя Агадир в нашем ассортименте тоже присутствует)».
Крупные блоки на регулярных рейсах Royal Air Maroc Москва – Касабланка держит также компания «Арт-Тур», задействует эту перевозку под организацию туров в отель-курорт MAZAGAN BEACH RESORT. По мнению генерального директора «Арт-Тур» Дмитрия Арутюнова, этот формат – самый перспективный для Марокко, поскольку люди устали от типовых предложений а-ля Хургада или Анталья.
Между тем весной, с появлением чартера, на направлении начался демпинг – туры в Агадир предлагались по экстремально-низким тарифам – от 500 у. е. на двоих (неделя в отеле 3*), – это цена одного авиабилета. Как утверждают конкуренты, «Корал Трэвел» может себе позволить такую жесткую игру, поскольку правительство Марокко частично дотирует его чартерную программу. По неофициальной информации, это обычная практика для марокканцев – они заинтересованы в притоке туристов на свои курорты. Но в результате косвенно способствуют ущемлению интересов национального перевозчика: весной, когда стартовал чартер, а/к Royal Air Maroc вынуждена была сократить периодичность вылетов с четырех раз в неделю до трех – во избежание проблем с загрузкой.
В целом направление еще не до конца восстановило продажи после революции, хотя общие турпотоки в Марокко увеличиваются. Еще сезон-другой – и рынок станут осваивать новые поточные операторы из России, которые находятся в активном поиске территорий роста.