Туроператоры пытаются регулировать розничный рынок
Туроператоры Украины с 1 сентября ограничили базовую шкалу комиссионных вознаграждений ТА по массовым направлениям: минимальная комиссия составит 5%, максимальная – 11%. Причина в том, что экономическая ситуация на Украине вызвала демпинговую войну, когда розница требовала комиссий вплоть до 20%, соответственно, предоставляя клиентам нереальные скидки.
Возможны ли подобные меры наведения порядка на агентском рынке в России? Гендиректор TEZ TOUR Владимир Каганер назвал ограничение размеров комиссий полезным начинанием (кстати, украинский TEZ TOUR – в числе инициаторов акции). «В идеале ТО неплохо бы договориться о единой политике в части комиссионных вознаграждений российским продавцам. Но это вряд ли. В России рынок стабильнее украинского, и у туроператоров пока есть возможности для «ценовых маневров». Как один из первых шагов можно попробовать добиться от ТА хотя бы не обнародовать на сайтах и рекламных площадках свои непомерные посулы клиентам», – считает г-н Каганер.
Директор ТА «Магазин Путешествий (Воронеж) Борис Мякишев считает начинание чрезвычайно полезным. По его наблюдениям, если вакханалия высоких комиссионных и несусветных скидок продлится, то уже в следующем году можно ожидать вала судебных исков на ТО, ведь агентства ни за что не отвечают, в том числе за свой непрофессионализм. «А откуда ему взяться, если средств на профессиональный рост просто не остается? – возмущается эксперт. – Все съедают пресловутые скидки». Тем не менее г-н Мякишев обратил внимание на то, что снижать комиссионные следует избирательно, только тем ТА, где скидки разумны: «Мы вообще не даем скидок, более того, берем деньги за консультации и подбор тура. Так честнее».
А вот гендиректор ТА «Люкс Тревел» Алексей Тарасов с сомнением относится к эффективности регулирования ценовой политики турагентств путем уменьшения комиссии: «В таком случае те просто опустят планку скидок на соответствующий процент, и в общем ничего не изменится».