Авиационный контрактинг на зиму-2014/15: наблюдения и выводы
Когда дело пахнет керосином, начинаются поиски виноватых. Это клеймо по итогам сезона-2014 досталось туроператорам. Не только банкротам, но всему цеху производителей турслуг. Они были назначены крайними с подачи ряда авиакомпаний, которые стремились вывести из-под удара себя, но в среднесрочной перспективе себе же и навредили.
«Аэрофлот» рулит. Мимо туризма
Свалив все на туроператоров, авиакомпании усилили тренд на сокращение клиентских потоков и теперь еще острее нуждаются в загрузке, в поддержке тех самых «виноватых» - заказчиков из туроператорской среды.
Даже в переговорах с таким партнером, как «Аэрофлот», который привык давить своим весом, у туроператоров внезапно появилась возможность заявить о своих интересах. Хотя начиналось все с очередного удара по их деловой репутации, нанесенного ради тактических целей нацперевозчика.
…В сентябре «Аэрофлот», как вы помните, внезапно отменил электронные торги по блокам на зимний сезон-2014/15. И в своем официальном релизе объявил: решение принято с целью защиты клиентов от «действий со стороны недобросовестных и несостоятельных туроператоров».
Таким образом, главная авиакомпания страны во всеуслышание заклеймила собственных же партнеров, которые годами участвовали в торгах, и круг которых всем известен, как потенциально «недобросовестных и несостоятельных». Они даже не стали публично возражать. Какой смысл?
Эксперты видели истинную причину отмены торгов в том, что они грозили окончательно превратиться в пшик – никто ничего не купил бы на предложенных перевозчиком условиях. Судя по всему, «Аэрофлот» просто воспользовался «удобным случаем» - крахом «Солвекс-Турне», - чтобы избежать имиджевого ущерба.
И буквально через нескольких дней пригласил своих традиционных блочников на закрытые переговоры о реализации блоков на зиму.
Вел встречу Илья Александровский, директор департамента продаж ОАО «Аэрофлот». Конечно, руководители турфирм припомнили ему недавний пассаж – зачем же, мол, зовете на переговоры нас таких «недобросовестных и несостоятельных»? Однако ни извинений, ни вообще каких-либо комментариев не последовало, туроператорам предложили перейти к обсуждению возможных условий сотрудничества в наступающем зимнем сезоне.
Ядерные кнопки
Сам факт весьма показательный: впервые за несколько лет нацперевозчик стал торговаться с блочниками в режиме «человек-человек». Более того, захотел услышать их предложения по части цен и условий сотрудничества, и даже по ряду позиций эти предложения принял. Где-то не стал «зашивать» в блоки бизнес-класс вместе с экономом, где-то скорректировал тарифы или согласился продавать перевозку меньшими «порциями».
Но даже на этих условиях «Аэрофлот» сумел реализовать лишь половину из предложенной туроператорам перевозки (изначально под блоки было выделено 14 рейсов в неделю на различных направлениях, порядка 180 кресел в день). Так, например, ничего не законтрактировал у нацперевозчика «Пегас», который раньше держал небольшие блоки для ассортимента. Компания ICS Travel Group, изначально заинтересованная в Инсбруке и Гаване, все-таки воздержалась от блочного контракта…
Вполне объяснимый итог. Как говорит гендиректор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин, туроператоры сейчас выкупают ровно те емкости, которые точно смогут реализовать, и без особой необходимости не берут на себя финансовую ответственность.
Тем не менее, «Аэрофлот» все же надеется на дополнительную поддержку партнеров из туристической среды. Не случайно он расширил количество направлений, где действуют операторские тарифы, которые выгоднее тех, что доступны частным лицам в системе бронирования.
В индивидуальных переговорах с отдельными участниками рынка им были сделаны совсем уже беспрецедентные оферты. Например, есть неофициальная информация о том, что в сентябре «Аэрофлот» предложил компании TUI Russia собственные самолеты – под ее брендирование. Вместо «Когалыма»…
Это дает некоторое представление о том, сколько остро сейчас в авиации стоит вопрос с загрузкой судов.
Да, конечно, шаги «Аэрофлота» навстречу туристическому рынку объясняются необходимостью выравнивать финансовые показатели. И они резко противоречат политике, проводившейся на протяжении последних сезонов, когда «Аэрофлот» четко позиционировал себя как регулярный перевозчик премиум-класса и сворачивал деятельность на маршрутах, актуальных для туроператоров. Так, например, с прошлого зимнего сезона авиакомпания не летает в Гоа (Индия) и Канкун (Мексика), теперь из расписания исчезла Пунта-Кана. И в целом, создается ощущение, что влияние нацперевозчика в сфере выездного туризма постепенно сходит на нет. Но это обманчиво.
Именно в кабинетах ОАО «Аэрофлот» должны находиться рычаги, запускающие ключевые процессы на туристическом рынке. Это надо иметь ввиду, чтобы адекватно оценивать текущие события.
Большое видится на расстоянии
Вот, к примеру, событие которое изменило ход развития современного туристического бизнеса, и к которому нам предстоит возвращаться еще не раз. Скандал вокруг «Оренбургских а/л», «Идеал Тура» и «Лабиринта». Он разыгрался в тот момент, когда нацперевозчик готовился опубликовать свою финансовую отчетность за первое полугодие 2014 г. А там были убытки, впервые за пять лет, - 1,905 млрд руб. против прибыли в 45 млн руб. за аналогичный период прошлого года.
Дело серьезное, предстояло как-то объясняться с учредителями (прежде всего, с государством). Начали разбираться, где генерируется минус: прежде всего, у дочерней компании «Оренбурские а/л», у которой за отчетный период 3,1 млрд руб. убытка. Самому «Аэрофлоту» «дочка» должна колоссальную сумму за топливо: согласно неофициальным экспертным оценкам, порядка 4 млрд руб.
Стали вникать в контракт между «Оренбургскими» и «Идеал-Туром», который раньше как-то не привлекал внимания первых лиц «Аэрофота». Хотя…
Очень сложно поверить, что Виктор Зюкин, десятилетиями работавший в производственном блоке «Оренбургских а/л» и назначенный гендиректором лишь весной 2013 г., вот так сразу пустился во все тяжкие с Михаилом Шамановым. Больше похоже на то, что авиаброкер решал вопросы с кем-то из коммерсантов самого «Аэрофлота».
В деталях этой истории разбираться было некогда, ее требовалось срочно вывести на свет божий в максимально безопасном для нацперевозчика ракурсе. И вот, пожалуйста, в конце августа СМИ публикуют информацию об убытках главной российской авиакомпании, указывая со слов ее руководства причины: рост цен на топливо и персонал, а также банкротство туроператоров!
Прозвучало для всех убедительно. Сиюминутные цели были достигнуты. Однако если бы кто-то в «Аэрофлоте» подумал на среднесрочную перспективу, все было бы сделано гораздо более аккуратно. А так сама авиакомпания и все остальные российские перевозчики получили большой, как говорят в народе, головняк. Много-много сложных вопросов, требующих оперативного решения.
Например: как теперь грузить «Оренбургские а/л»? После массовой отмены августовских рейсов потребители и турфирмы, стараются держаться от этого перевозчика подальше. Аналогичная проблема – у авиакомпании UTair, которые действовали по примеру «Оренбургских» и прославились отменой рейсов «Южного Креста» в сентябре.
Онлайн-журнал HotLine.Travel провел среди пользователей опрос: «Будете ли вы продавать туры с перевозкой Оренбургских авиалиний и UTair?» Проголосовали 254 человека, и почти 33% ответили: «Нет, лучше поищу альтернативу».
Голосуют рублем
Что касается «Оренбургских а/л», их стратегическое партнерство с TUI, конечно, в ближайшее время не обеспечит интенсивной загрузки парка. Тем более что туроператор буквально накануне сезона объявил о 30-процентном сокращении объемов производства на российском рынке. Эксперты склоняются к тому, что большая часть самолетов «Оренбургских» будет выведена в новый лоукост-проект «Аэрофлота», то есть активной игры на рынке туристической перевозки в ближайшее время не предвидится.
С UTair ситуация неясная. Финансовые проблемы у авиакомпании начались не вчера, и точно не из-за «Южного Креста». Еще весной она пыталась продаться все тому же «Аэрофлоту», но не удалось. Куда нацперевозчику еще одна убыточная «дочка»? В процессе переговоров для UTair была подготовлена программа реструктуризации долгов, по которой тот и действует. Но обратим ли процесс накопления убытков, когда весь рынок едва ли не в руинах?
«Летаю с UTair и – боюсь, - сказал на условиях анонимности тот единственный из опрошенных туроператоров, который признал у себя наличие контракта с упомянутой авиакомпанией. – Они повели кадровые сокращения, ушли с ряда своих традиционных маршрутов и, насколько я знаю, уже имеют проблемы с заправкой».
СМИ публикуют информацию со ссылкой на источники в правительстве о том, что сейчас идет поиск путей для спасения авиакомпании.
Кстати, в контексте ситуации на транспортном рынке следует вспомнить тот факт, что в сентябре два авиаперевозчика – все тот же UTair и еще «Трансаэро» - обратились за помощью к государству.
Насчет «Трансаэро» в начале октября появилась кулуарная информация, что владельцы авиакомпании договорились о стратегическом партнерстве со «Сбербанком» и… «выдохнули».
Стратегия этого перевозчика на предстоящий сезон понятна: в условиях общего снижения спроса на перевозку он стремится повышать туристический трафик. Ключевой заказчик – туроператор «Библио Глобус» – заявляет о 40-процентном расширении полетных планов на зиму и признает, что руководствуется не столько потенциалом рынка, сколько интересами стратегического партнера.
Остальные игроки из «пула «Трансаэро» отнюдь не настроены на форсирование объемов. К примеру, TEZ Tour, недавно возобновивший работу с авиакомпанией после достаточно длительного «периода охлаждения», в начале октября заявил о 50-процентном сокращении зимних программ.
Земля круглая
Что касается авиакомпаний, работающих в эконом-сегменте чартерного рынка, они точно также отмечают снижение активности заказчиков.
Так, гендиректор Red Wings Евгений Ключарев в последних числах сентября сообщил: «В данный момент нет ни одного контракта на зимний сезон. Кризис в туристической отрасли жесточайший. К счастью, мы еще в прошлом году взяли курс на развитие регулярной перевозки по России».
Сами заказчики в кулуарах признают, что сокращают риски и ведут сейчас авиационный контрактинг жестко как никогда – добиваются ценовых уступок, снижения ответственности. «Заказал три чартерных цепочки, депозит готов отдать только за одну, - рассказывает руководитель авиаброкерской фирмы. - Мне говорят: как же так, правила, традиции… Никаких традиций! Сегодня мои правила. Не хотите – не надо. Самолетов на всех хватит».
«Только не надо забывать, кризис – не навсегда, - продолжает тему гендиректор PAC Group Илья Иткин. – Мы тоже торгуемся, в ряде случаев оттягиваем подписание контрактов, чтобы максимально соответствовать итоговой конъюнктуре рынка. Но руки перевозчикам не выкручиваем, поскольку видели к себе партнерское отношение в ситуации дефицита бортов, и понимаем, что времена меняются».
…
На фоне общей стагнации рынка активизируется когорта игроков, которые настроены на увеличение своих долей рынка и при этом должны грузить значительные парки собственных самолетов. Это «Пегас», Coral Travel и «Анекс Тур» - оппоненты тандема «Библио Глобус» & «Трансаэро». Уже сейчас на рынке идет ценовая война – столь же драматичная, как до этого переломного лета. Только с меньшим количеством участников.