«Трансаэро» и «Аэрофлот». Кого предпочтут туроператоры зимой?
К началу зимнего сезона «Трансаэро» и «Аэрофлот» пополнят свои дальнемагистральные парки. Технику нужно загружать, и не исключено, что прошлогоднее противостояние перевозчиков покажется лишь легкой разминкой перед настоящей схваткой.Интриг несколько. Во-первых, «Аэрофлот» начал зимний контрактинг с туроператорами по дальнемагистральным направлениям раньше конкурента. Предварительные договоры подписаны еще в конце мая. Цены утверждены. По информации от участников рынка, в среднем они на 20% выше прошлогодних. Объемы перевозки еще окончательно не согласованы и могут корректироваться, но, по прогнозам игроков, будут больше, чем зимой-2010/11. Во-вторых, повышенный интерес к дальним рейсам «Аэрофлота» проявили компании из трансаэровского пула. Так, по неофициальной информации от источника «ГЛ», ряд туроператоров запросили большие блоки кресел на Санью (о. Хайнань), Пхукет, в Пунта-Кану (Доминикана). Некоторые наблюдатели видят за этим лишь желание игроков увеличить объемы и расширить ассортимент за счет аэрофлотовской перевозки. Ведь и прошлой зимой турфирмы, приближенные к «Трансаэро», брали места у нацперевозчика, по понятным мотивам особенно не афишируя этот факт. Однако есть и иная версия: реверанс в сторону «Аэрофлота» – это «давление» на авиакомпанию Плешаковых, сигнал, что условия зимних контрактов неплохо бы смягчить. Дело в том, что практически все опрошенные корреспондентом «ГЛ» участники рынка отмечают – в прошлом году турпакеты на базе дальних рейсов «Аэрофлота» продавались быстрее тех, что включали перевозку «Трансаэро». Туристов привлекают и регулярный статус полетов нацперевозчика, и более новые лайнеры, при том что тарифы у обеих авиакомпаний примерно одинаковые. Кроме того, в этом году «Аэрофлот» лишил своего главного туристического конкурента последних монопольных вотчин, встав на маршруты из Москвы в Канкун, Хошимин и Санью.
Наблюдатели допускают, что в этих условиях Плешаковы согласятся на снижение тарифов. «Если «Трансаэро» предложит кресла на €150–200 дешевле, чем у конкурента, то без труда удержит заказчиков», – убежден один из экспертов. Кстати, примечательный факт. «Финансовые условия по зимней перевозке с каждым из нас вдруг стали обсуждать кулуарно, – говорит крупный партнер «Трансаэро». – И теперь никто не знает, по какой цене достаются места соседям по борту». От «Трансаэро» ждут и отказа от политики навязывания квот. Заказчики не скрывают – именно из-за того, что авиакомпания спускала сверху обязательства по объемам, прошлой зимой они несли убытки по большинству дальних направлений (заметим, при работе с «Аэрофлотом» туроператоры свободно определяют свои потребности в креслах). Но чтобы позволить себе ослабить хватку, «Трансаэро» неизбежно придется расширять круг стратегических партнеров, считают эксперты. И похоже, перевозчик готов на это пойти, несмотря на то что такой шаг не приветствуется давними заказчиками. Так, в преддверии лета доступ к прямым контрактам получил «Пегас Туристик». «И он не последний, – делится прогнозом один из игроков, – вход в некогда закрытый «клуб» сейчас заметно упростился». Впрочем, у «Трансаэро» есть мощный козырь, который ему дает… сам «Аэрофлот». Все помнят, как несколько лет назад нацперевозчик уже делал попытку стать весомым чартерным игроком, а потом вдруг практически отказался от заказных программ. И нет никакой гарантии, что при очередной смене власти в этой контролируемой государством авиакомпании сохранится ориентир на сотрудничество с туроператорами. «Трансаэро» же – частная структура с предсказуемой политикой, уже много лет работающая с туристическим рынком. «Все знают, что г-н Плешаков «неверности» не простит, – резюмирует один из экспертов. – А потому вряд ли его ближайшие партнеры-заказчики пойдут на слишком уж резкие движения в сторону «Аэрофлота».
Туроператоры весьма охотно делились со мной информацией для этой статьи, однако исключительно на условиях анонимности. Что неудивительно. Тема деликатная, и портить отношения с кем-либо из «авиамонстров» не хочет никто.