Федеральная антимонопольная служба – против $ и € в рекламе
Новый всплеск внимания ФАС к рекламе туров произошел в мае. Московское управление антимонопольной службы возбудило производство по делам сразу нескольких туроператоров – за то, что на их сайтах цены турпоездок указаны в иностранной валюте, а не в рублях, как того требует Закон «О рекламе». Такая новость появилась на сайте ведомства 5 мая. В ней сообщалось, что дело одного из фигурантов, ЗАО «Астравел», назначено к рассмотрению на 18 мая; были перечислены и те, кому это еще предстоит.
«Мы удивились, ведь контракты заключаются в валюте направления, эту цену мы и указываем на сайте, а онлайн-конвертер переводит ее в рубли. Так поступают большинство операторов нашего уровня, это логично, удобно и, на наш взгляд, достаточно», – прокомментировала Елена Жежер, директор по маркетингу «Библио-Глобуса», также замеченного фасовцами в нарушении.
Новость вызвала резонанс и в туристической рознице. «Почти все агентства на своих сайтах транслируют информацию поисковиков, где цены тоже указаны в иностранной валюте. К ним обычно применяются внутренние курсы операторов, самих агентов, – поделилась Оксана Тизяева, директор турфирмы «Элита» (дилер Сети ТБГ). – Ведь даже курс Центробанка меняется каждый день. Но что возмущает: у нас никто не готов стабилизировать валютные рынки, но стабилизировать бизнес готовы все!»
Позиция операторов и агентов понятна: первичен доллар (или евро), т. е. валюта направления. Позиция чиновников прямо противоположна. Раз закон требует, что «в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте» (ч. 7.1 ст. 5 Закона «О рекламе»), значит, так и надо действовать: сначала рубль, потом – что нравится.
Именно по этой логике в московском управлении ФАС рассматривались аналогичные дела (имеются на сайте в открытом доступе). В частности, от 26.10.2009 «по факту распространения ООО «Меридиан-Экспресс Интернешнл» рекламы туров (туристических поездок за границу), цена которых указана в евро». Решение: реклама не соответствует требованию закона и является ненадлежащей. Предписание: в 15-дневный срок нарушение прекратить, в 3-дневный – представить письменные доказательства исполнения. В противном случае – штраф: для должностных лиц – 12–25 тыс. рублей, для юридических – 300–500 тыс.
Как поступят участники туристической отрасли? Поговаривают, что для операторов, конечно, не самая большая проблема – «перезаточить» онлайн-конвертеры с иностранной валюты на отечественную. Как и для агентов – ежедневно вручную вбивать по 5–10 лучших предложений в рублях и не «светить» поисковики с их долларами и евро. Но пока игроки, которых внимание ФАС напрямую не коснулось, взяли паузу. Мол, нарушают все, а попадаются единицы.