Так нужны ли Европе туристы из России?
Принято считать, что туристов из России везде встречают с распростертыми объятиями: мол, наших приезжает много, и тратим мы изрядно. Поэтому европейцы сделают все, чтобы не потерять турпоток. Однако есть сигналы, которые заставляют усомниться в верности этого стереотипа.
Беспокойство
Выездной турпоток в Европу сокращается и будет сокращаться дальше – визовые страхи и рост евро привели к тому, что многие туристы начали отказываться от европейских направлений. Кроме того, за последний месяц существенная часть россиян оказались фактически невыездными.
В некоторых странах принимающие компании и отельеры забеспокоились и стараются реанимировать турпоток. В компании «Квинта-Тур» привели пример: их норвежские партнеры снизили цены на 10%. Еще в апреле начали активно давать скидки и спецпредложения болгарские отели – об этом рассказала заместитель генерального директора «Солвекс-Трэвэл» Екатерина Айзерман.
На других направлениях пока о скидках не слышно. Как говорят туроператоры, не до всех еще дошло: гостей из России точно будет меньше, а украинский рынок вообще «отвалился». Есть надежда, что волна уступок придет позже. «Пока что емкости, например, Черногории загружены серьезно. Ведь эти направления за счет безвизовости ориентированы на российских и украинских туристов», – отметил президент «ПАКСа» Максим Лобанов.
Переход хода
Впрочем, обольщаться не стоит. На целом ряде направлений без нас с вами могут обойтись. Спад просто восполнят за счет гостей из Германии, Великобритании и других стран. «Если говорить про испанский рынок, то россияне здесь не играют определяющей роли – основной турпоток составляют немцы и британцы, за ними идут бельгийцы и голландцы. Им и распродадут «зависшие» места, если такие появятся», – считает Елена Бузукова, представитель отельной сети RIU в России. Кроме того, испанцы не верят в силу российского кризиса, считает директор принимающей компании Viajes Tema Canaria Мария Борисова: «Отельеры считают, что русских много и русские никуда не денутся. Это видно по их отношению: выросшие цены, политика аннуляций и штрафов. Все знают о политической ситуации, но идти на уступки не собираются».
Неоднозначная ситуация сложилась и на греческом рынке, который, казалось бы, стал таким родным и близким. А еще – одним из самых массовых направлений для гостей из России: 1,2 млн туристов по итогам 2013 года. Дело в том, что Греция постепенно возвращает былую популярность среди европейцев, – некоторые отели уже в апреле были распроданы на 80–90%, и у тех операторов, которые планировали обойтись без блоков, могут возникнуть проблемы.
Впрочем, Димитрис Харитидис, руководитель греческого офиса Tez Tour, уверен: не все отели смогут легко заполнить европейцами традиционно «русские» места. Например, лакшери-сегмент. Кроме того, те гостиницы, которые традиционно работают с российскими ТО, постараются все-таки взаимодействовать с партнерами из России – с западноевропейскими операторами работать сложнее, считает эксперт.