Рынок авиаперевозки начало лихорадить еще до того, как Росавиация определилась с новыми требованиями к авиакомпаниям. Так, в конце сентября был аннулирован сертификат эксплуатанта у «Кавминводыавиа» – «из-за несоответствия сертификационным требованиям, в т. ч. по финансово-экономическому состоянию». Возникли затруднения с вывозом туристов из Бургаса в Москву и отправкой их на отдых из Минвод в Тель-Авив, Салоники и Пафос. Регулярные рейсы взяли на себя «Аэрофлот» и «Донавиа». С чартерами оказалось сложнее. Так, пятигорскому туроператору «Одиссея», основному консолидатору рейсов из Минвод, пришлось срочно искать другого перевозчика для оставшихся 13 вылетов. Нашли в лице «Руслайна», правда уже по совсем другим ценам. Разницу пришлось доплачивать турфирме.
В начале октября заявила о финансовых проблемах компания «Авианова». И хотя непосредственно туристической перевозкой она не занимается, десятки тысяч пассажиров, в том числе и тех, кто вылетал на отдых из регионов через Москву, оказались в неприятном положении. А в долгах «Авианова» оказалась из-за конфликта двух своих акционеров – российской «А1 Групп» (51% акций) и американской Indigo Partners (49%). И хотя конфликт внутренний, он не прибавил доверия к авиаотрасли. Более того, руководитель портала «Авиа.ру» Роман Гусаров не исключает, что в ближайшем будущем компаний, предлагающих дешевую перевозку, может вообще не остаться – их просто выдавят в угоду крупным перевозчикам.
Косвенное тому подтверждение – перемены в другой низкобюджетной авиакомпании – Sky Express, которая уже к ноябрю полностью сольется с «Авиалиниями Кубани» (АЛК) и станет летать под ее кодом, с ее сертификатом, правда, сохранит свой бренд. Вероятнее всего, лоукостерная политика подвергнется ревизии. Ведь не за красивые глазки владелец АЛК концерн «БазЭл» по сути заплатил долг Sky Express аэропорту Внуково в размере более 200 млн рублей.