Ушел самый здравомыслящий. От него в последнюю очередь ожидали ухода с рынка. Теперь в кулуарах обсуждаются возможные причины такого решения.
«Совсем грустно стало…»
Реакция рынка на банкротство одного из старейших туроператоров видна в комментариях к нашим интернет-публикациям. «Как-то совсем грустно стало. Уж если «Асент» прекращает работу, да еще и в разгар летнего сезона, ничего хорошего ждать не приходится». «От «Асента» не ожидали такого». «Всегда супераккуратные и осторожные, безусловно профессиональные…»
Под этими эмоциональными фразами пользователей онлайн-журнала HotLine.travel подпишется, наверное, любой участник отрасли. А те, кто знают ситуацию в «Асент Трэвел» глубже, еще добавят аргументов.
Когда туроператор остановил региональные программы, но еще не сделал заявления о банкротстве, корреспондент «ГЛ» обратился за комментариями к Марии Булатовой, руководителю компании «Ирма-Аудит», с вопросом о состоянии «Асент Трэвел».
«Это наш клиент. Я, конечно, не имею права посвящать вас в его бухгалтерию, поскольку существует аудиторская тайна, – сказала г-жа Булатова. – Но со всей ответственностью заявляю, что в финансовом плане это один из самых аккуратных представителей рынка. Руководители «Асента», в отличие от большинства коллег, всегда очень четко отдают себе отчет, в каком состоянии их дела».
«Надо знать Бурыкина и Судьбина, – продолжает тему Игорь Козлов, бывший топ-менеджер компании. – Мы никогда не жили на заемные средства. Максимум могли взять короткий кредит перед сезоном для оплат авансов и возвращали со стартом продаж.
Причем, это были дешевые займы за рубежом – под 3–4% годовых. С наступлением каждого очередного кризиса безжалостно сокращали затратную часть. Я утверждаю, что российская компания практически всегда была прибыльной. Когда однажды в прессе прошла информация про опубликованный отрицательный годовой отчёт «Асента», и там фигурировали большие минусы, никто так и не понял, что в этом отчёте, размещёном на сайте Hotelplan, речь шла не о бухгалтерской, а об управленческой отчетности, причём не «Асента», а Hotelplan по «Асенту». То есть, например, ставили швейцарцы план для себя: икс миллионов прибыли от «Асента» в следующем году. И если данной отметки не удавалось достичь, то в отчетности фиксировали: убыток в икс миллионов. Заказ и оплата Hotelplan (для своих нужд) дорогостоящего международного аудита «Асента», тоже записывалась в строчку «расходы по Асенту» и т.п. Почему Hotelplan отказался от альянса с «Асентом» – этого тоже большинство в турбизнесе не осознало, продолжает Игорь Козлов. Незадолго до разрыва на должность гендиректора в швейцарский холдинг пришел человек, который раньше был замом генерального в Kuoni и по чьей инициативе сворачивались массовые программы «Мегаполюса». «Возможно, он просто не хотел больше заниматься российским рынком. Что же касается «Асент Трэвел», я повторю: российский туроператор никогда в последние годы не уходил в минус».
Чтобы уйти красиво
Можно по-разному воспринимать эти комментарии, но абсолютно все осведомленные эксперты придерживаются точки зрения, что из Hotelplan туроператор вышел свободным от кредитной нагрузки. И в таком состоянии вступил в 2013 год.
Многие эксперты уверены, что в финансовом плане это был самый здоровый игрок хорватского рынка.
«Он однозначно мог бы продолжать бизнес, – уверен конкурент – руководитель «Эрцога» Михаил Мусинянц. – Просто закончил бы сезон с долгами». А обанкротился бы кто-то другой. Но после 22 лет в бизнесе Председатель совета директоров и совладелец «Асента» Борис Бурыкин понимал: не те времена на рынке, чтобы убыток, полученный за первые месяцы летнего сезона 2013 г. потом чем-то перекрыть или компенсировать, он, скорее всего, будет только расти. И как раз сейчас – пока кассовый разрыв компании сопоставим с размерами фингарантий (а это 167 млн рублей в «АльфаСтраховании» и «Страховом обществе «Помощь») – правильное время выйти из бессмысленной борьбы. Чтобы не оказаться на дне глубокой долговой ямы, и не отбиваться потом годами от толпы кредиторов, и не стыдиться своего прошлого на туристическом рынке.
***
А скандала избежать все же не получилось. Благодаря усилиям АТОР локальные, вполне решаемые проблемы туроператора с вывозом клиентов из-за границы попали в центральные СМИ.