Безусловно, одно из основных событий года на туристическом рынке – уход и последующее банкротство «Асент Трэвел». Началось все 20–21 июля – на эти даты туроператор впервые отменил свои туры в Хорватию и Черногорию.
Агентствам было предложено заполнить формы на возврат средств, которые действительно вернулись неулетевшим туристам в течение пары недель. Уже 22 июля было объявлено о приостановлении деятельности «по технико-экономическим причинам». Создалась угроза невозврата более сотни туристов из Италии, так как консолидатор рейса, компания «Спасские ворота», у которой были выписаны билеты в счет ранее внесенных депозитов, поставил борта меньшей вместимости. Конфликт удалось уладить «дипломатическим» путем не без вмешательства Ростуризма и Турпомощи.
«Асент Трэвел» продолжал возврат денег, пока те не кончились, до 5 августа. Из собственных средств было выплачено порядка 40 млн рублей. Затем начал выдавать справки для обращения в страховые компании.
Договоры о страховании гражданской ответственности туроператора, который имел два юрлица, были подписаны с КС «АльфаСтрахование» и «Страховое общество «Помощь»; общая сумма финобеспечения составила 167 млн рублей. При этом потерпевшим туристам предполагалось выплатить чуть меньше 100 млн. Похвальную оперативность проявили в «АльфаСтраховании», начав выплаты 13 августа и за две недели сумев вернуть средства 80% клиентам «Асента», в чьих договорах значился этот страховщик. Сложнее оказалась ситуация с СК «Помощь» – настолько, что претензии к ней предъявлялись даже в декабре.
Хронология упорства страховщика берет начало со 2 сентября, даты, объявленной началом выплат по ФИГам «Асента».
Поначалу обоснование было такое: страховой случай по турам, проданным за несколько месяцев до даты отъезда, еще не наступил. Логично, но это не помешало тому же «АльфаСтрахованию» закрыть глаза на подобную ситуацию, руководствуясь уверенностью, что туроператор деятельность не возобновит, так как начал процедуру банкротства.
«Помощь» изыскивала и другие возможности не платить за «Асент», порой весьма оригинальные. Например, туристке было отказано в связи с тем, что договор с агентством якобы был заключен на три дня раньше, чем ТА перезаключило свой договор с туроператором. Но, как заметили юристы, в списке необходимых для СК документов закон вообще не предусматривает наличие договора ТА с ТО.
Другой случай не менее курьезен.
Возмещение не выплатили по той причине, что договор агентства с туристом якобы ущемляет его права.
И снова юристы возразили: оценка договора в компетенцию страховщиков не входит, а является функцией Роспотребнадзора. Эксперты уверены, что такая строптивость для «Помощи» в итоге может вылиться в копеечку. Дело в том, что постановлением Пленума ВС РФ было разъяснено, что уже год как к отношениям в области страхования также применяется Закон «О защите прав потребителей». А это чревато судами, которые во многих случаях обяжут СК не только возместить потери туристов, но и раскошелиться на пени, штрафы, неустойки и компенсации за моральный ущерб.
По состоянию на начало декабря «Страховым обществом «Помощь» по фингарантиям «Асент Трэвел» денежные средства выплачены по 60% заявок; 23% заявителей получили письма с просьбой предоставить недостающие документы, а 17% туристов пришли отказы.