Начали сбываться худшие опасения пострадавших от финансовых проблем туроператора «Альфа Вояж», еще в начале августа объявившего о неплатежеспособности и отправившего клиентов к своему страховщику, СК «Ариадна». Тот стал отказывать в выплатах по фингарантиям. На том основании, что «Альфа Вояж» фактически перекупал путевки у других ТО. Копию документа с мотивировкой отказа прислал в редакцию Станислав Хмель, руководитель агентства Get Travel. Его клиенты не получили компенсацию «В связи с тем, что оператор… не осуществлял деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, то есть не выступал как туроператор, СК «Ариадна» не имеет законных оснований для выплаты страхового возмещения».
Эксперты уверены, занятая руководством «Ариадны» позиция противоречит закону и здравому смыслу. Так, руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин заметил, что, во-первых, в России туроператоров в чистом виде нет – все имеют дело и с посредниками по отелям, перевозке, и с другими ТО, пользуясь по мере необходимости чужим турпродуктом. Во-вторых, эксперт отметил, что в договорах с туристами в качестве оператора фигурировал именно «Вояж», а страховщиком указывалась «Ариадна». Кроме того, даже если допустить, что в цепочке участвовал не один, а несколько туроператоров, то логично, если при возникновении проблем должна сработать страховка именно того, кто причинил ущерб.
За моральным удовлетворением – в суд
Тем временем параллельно выплатам по фингарантиям клиентам другого ТО, «Лужники Тревел», тянется еще и череда судов. Некоторые пострадавшие туристы не удовлетворены суммами ограниченными формулировкой «за вычетом фактически понесенных потерь», и вчиняют иски к СК «Ингосстрах» с требованием компенсации моральных и прочих дополнительных издержек. Маневр удается. Как сообщил адвокат юрфирмы «Михайлов, Оганян и партнеры» Эдуард Оганян, выступающий адвокатом нескольких физических лиц, уже выиграно четыре таких судебных заседания. О ходе следствия по возбужденному в сентябре уголовному делу ничего не известно. Даже то, удалось ли установить, кто руководства «Лужников Тревел» обязан отвечать по закону. По рассказу г-на Оганяна, ход расследования не раскрывается по причине «тайны следствия».
Между тем по состоянию на конец октября «Ингосстрах» в рамках компенсаций по фингарантиям «Лужников» уже выплатил 5,6 млн руб. по убыткам 112 туристов. Общая сумма претензий оценивается в 16 млн руб., что укладывается в предоставленный размер страхового покрытия (30 млн.).
Еще один летнее-осенний случай неисполнения обязательств – проблемы туроператора «Скайтур», приостановившего деятельность в августе. Тогда гендиректор компании Андрей Торопов заверил, что фингарантий хватит на всех и что они готовы продолжить работу, как только все пострадавшие (их немного, сумма выплат составляла менее 3,5 млн руб.) получать удовлетворение. В страховой компании «Альфастрахование», обслуживавшей фингарантии «Скайтура», сообщили, что все выплаты по заявлениям туристов произведены и вопрос закрыт. А вот сама фирма от «дефолта», похоже, не оправилась: из реестра туроператоров она исключена по причине окончания договора гражданской ответственности, присутствие в нем не возобновлено. Сайт открывается, но сервисы по бронированию, спецпредложениям и др. не работают. Телефон молчит.