Как будет работать Турпомощь. Первые сведения
В коридорах власти и смежных с ними общественных кругах идет авральная разработка правил экстренной помощи туристам за рубежом в случае финансового краха отправляющих их ТО. Посмотрим, к чему пришли авторы к началу октября, на момент подготовки этой статьи. Речь ведь идет о том, как будут расходоваться конкретные деньги туроператоров.
Пока без приставки
Де-юре организация под названием Ростурпомощь, которой предстоит разруливать проблемы банкротов, должна была стать работоспособной уже 5 ноября. Через 180 дней после принятия соответствующих поправок в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Но создание этой структуры связано с таким количеством процедур и согласований… Оказалось, что даже название надо регистрировать в два этапа – потому что приставка Рос- должна утверждаться специальным постановлением Правительства, а до этого пришлось регистрироваться в Минюсте под усеченным именем Турпомощь.
Теперь вопрос в том, удастся ли упомянутому офису оперативно реагировать на сигналы SOS. Ведь на то, чтобы вникнуть в проблему и принять решение о финансировании, отводятся всего лишь сутки с момента обращения туристов. Так сказано в Правилах оказания экстренной помощи, которые на момент подготовки этой статьи были уже разработаны и находились на утверждении – где-то в пути между Ростуризмом и Минкультуры.
«Срок поставлен невыполнимый. Представьте: проблемный туроператор – в Хабаровске, его клиенты – в Доминиканской Республике, а Турпомощь – в Москве, – говорит 1-й вице-президент АТОР Владимир Канторович. – Какая может быть оперативность при таких расстояниях и разнице во времени? Именно поэтому я всегда говорил, что эффективнее работали бы региональные СРО. Теперь остается только ждать правоприменительной практики, чтобы убедиться: сама идея общероссийского фонда экстренной помощи туристам обречена на провал».
Много споров вызвал еще один вопрос относительно структуры Ростурпомощи. Следует ли создавать сеть собственных или аутсорсинговых ассистанс-подразделений за рубежом для работы с туристами на курортах, для переговоров с отелями и другими контрагентами проблемных туроператоров? Об их необходимости говорил, в частности, эксперт Общественной палаты РФ Дмитрий Давыденко. Но в итоге сошлись на том, что проще выручать туристов при помощи своих же турфирм. Опять же в целях экономии, отмечает Юрий Барзыкин: «Поручать организацию размещения и вывоза надо не какому-то дяде, а основным российским компаниям, которые уже имеют блоки в отелях и, возможно, свободные места на рейсах. Это по определению дешевле». Очевидно, так. Но можно заранее предвидеть подозрения в ангажированности. Кому из туроператоров Турпомощь заплатит за «спасательную операцию»? Кто «извлечет коммерческую выгоду» из банкротства конкурента – закроет его клиентами свои пустующие емкости?
Кого не спасать?
Впрочем, любой вопрос о деятельности добровольно-обязательного профессионального объединения может считаться спорным и, как бы он ни решился, гарантированно вызовет у кого-то протест. Вот, например, самое простое – кому будет помогать Ростурпомощь? «Очень важная тема, – отмечает Эдуард Кузнецов. – В проекте Правил, которые сейчас утверждаются министерствами и ведомствами, четко сказано: из средств объединения финансируется экстренная доставка в Россию и связанные с этим сопутствующие услуги для туристов, чьи туроператоры не в состоянии оказать оплаченные услуги, то есть когда есть признаки банкротства. Сюда же относим ситуации, когда свои обязательства не выполняет контрагент российского туроператора: допустим, принимающая компания или перевозчик потерпели финансовый крах. Не всегда отправляющий ТО может решить такую проблему своими средствами, и тут должна подключаться Ростурпомощь.
А когда она не собирается подключаться? Когда туристу требуется вывоз на родину по медицинским показаниям. Когда человек оказался за границей без средств к существованию. Когда в стране отдыха – стихийное бедствие или политический/социальный конфликт. «Первое относится к компетенции страхового бизнеса, второе – дело наших дипмиссий, а третье – форс-мажор, при котором эвакуировать граждан в Россию должно государство, – говорит г-н Кузнецов. – Ростурпомощь не будет подменять собой ни консульства, ни МЧС».
Что касается форс-мажора, то все мы знаем, кого государство назначает крайними в таких ситуациях. После цунами в Таиланде, во время беспорядков в Египте россиян вывозили на родину туроператоры. Судя по всему, эта практика сохранится. Просто теперь они еще обязаны оплачивать своими взносами в Турпомощь потенциальные долги конкурентов, которые могут обанкротиться. Социальная ответственность бизнеса…
Сберегательные кассы
Кстати, о взносах. Утверждены критерии выбора банков, в которых Ростурпомощь будет размещать средства экстренного фонда. Критерии эти достаточно очевидны: наличие лицензии и опыта операций в сфере международной туристской деятельности, отсутствие убытков за последний отчетный период, задолженностей в бюджеты всех уровней и так далее.
На очереди – подготовка и утверждение документа о порядке инвестирования средств фонда. И это еще одна неоднозначная тема. Есть мнение, что если у Турпомощи по итогам года будут оставаться свободные средства, то это показатель избыточной нагрузки на бизнес. «Надо будет признать, что слишком много собираем с туроператоров, и сокращать взносы», – уверен Юрий Барзыкин.
Но прежде чем заниматься такими приятными деталями, сотрудникам Турпомощи и всем, кто принимает участие в создании этой организации, предстоит еще очень многое сделать. Как видим, Правила оказания экстренной помощи туристам регламентируют лишь самые общие аспекты в деятельности объединения. Подробные планы «спасательных операций» предстоит формировать уже в качестве стандартов профессиональной деятельности объединения. И возможно, в процессе урегулирования очередных ЧП, о возможности которых говорят представители туристических общественных организаций.
В частности, Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР, в сентябрьском интервью телеканалу TourDom.TV заявила, что в ассоциацию продолжают поступать сигналы от зарубежных DMC-операторов и отельеров о финансовых проблемах с российскими турфирмами.