Последние изменения в законодательстве, повышающие роль административного ресурса на туррынке, дают повод для разговоров о будущем отрасли. В кулуарах туристического сообщества периодически проскальзывает мысль: власть непременно воспользуется своими новыми полномочиями, чтобы за пару лет перестроить рынок под себя и добиться контроля над самыми плодородными участками бизнеса. Не секрет, что наиболее массовый полигон отечественного выездного туризма – Турция. И получить здесь влияние – мечта любого игрока, чаще всего несбыточная. Конкуренция на направлении столь высока, что не втиснешься. Вот и муссируют наблюдатели интригующий момент – каково в новых реалиях будет операторам турецкого направления?
В адрес компаний, работающих по стране, уже давно слышатся упреки: мол, налогов в России не платят, перекачивают средства на счета в Турции, работают по принципу временщиков и вредны для рынка. Некоторые предусмотрительные отечественные операторы, предвкушая подвижки на анталийской трассе по инициативе сверху, даже усиливают свои турецкие отделы, чтобы в случае освобождения ниши тут же в ней укрепиться. Однако насколько обоснованны такие планы, не выдают ли эксперты желаемое за действительное – большой вопрос.
Ветер с Запада
Несколько последних лет идет процесс интеграции турецких операторов в крупный бизнес – европейский и отечественный. Ряд компаний обеспечили себе прикрытие известной западной маркой. Еще в августе 2005 г. «Мостравел» объявил о создании совместного предприятия с TUI, и их сотрудничество весьма успешно разви-вается. Эксперты утверждают, что немецкий концерн якобы уже приобрел 86% этого бизнеса. Правда, в самом «Мостравел» на тему взаимодействия с западным гигантом предпочитают не распространяться и комментариев не дают.
Туроператор GTI считается турецко-немецким холдингом, и даже на его сайте указано, что головной офис находится в Дюссельдорфе. Владельцем «Детур» в течение двух последних лет совершенно официально выступает австрийский VASCO. «Санрайз» тоже связывают с австрийской компанией, хотя, по официальным данным, компания входит в российскую финансово-промышленную корпорацию, дочерние предприятия которой имеют контракты с бизнесом в Австрии.
И наконец, самая свежая сделка: «Бентур» после длительных торгов в феврале 2007 г. приобретен египетской компанией Blue Sky, которая, в свою очередь, является арабским партнером германской Tomas Cook AG. Кстати, по одной из версий, покупателем через египтян выступил оператор «Анекс». Даже если это действительно так, то пример «Бентур» все равно хорошо вписывается в систему: «Анекс» состоит в родственных отношениях с немецким опера-тором Oger Tours.
Не подкопаешься
Отдельного рассмотрения заслуживает положение игроков, масштабно выступающих на Турции, но при этом имеющих сильные тылы в России. Первый пример – TEZ TOUR. Вокруг компании ходят невероятные слухи. Ей приписывают покровительство то «органов», то отечественного банковского бизнеса, то строительного... Причем есть еще и такая точка зрения: атрибуты в виде представительства TEZ TOUR в Анталье – лишь хитрый маневр, чтобы влиять на местных хотельеров; на самом же деле корни TEZ – на 100% в России, а уже отсюда идут директивы в Турцию. И еще одно, уже неопровержимое существенное обстоятельство: топ-менеджмент компании составляют наши соотечественники. В рассматриваемой ситуации такое позиционирование ей только на руку.
Подкопаться к «Пегас Туристик», несмотря на турецкое происхождение бизнеса, тоже не так просто. Уже несколько лет оператор работает под пристальным вниманием самых разнообразных проверяющих структур и связывает пути своего развития с финансовой прозрачностью и порядком.
Будущее «Ривьеры», имеющей вес на направлении Мармарис, также зависит в большей степени от нее самой. В декабре 2006 г. в результате сделки с ВАО «Интурист» она обрела серьезную поддержку крупного российского бизнеса.
Проверки на прочность
В истории становления рынка уже были эпизоды, когда компании турецкого направления наталкивались на административные барьеры. В конце 2005 г. GTI неожиданно узнал, что действие его лицензии в России приостановлено. Недоразумение разрешилось в течение нескольких дней и без особого шума.
Событие, датируемое январем 2007 г.: коллега GTI по направлению – Coral Travel, входящий в пятерку наиболее массовых операторов по Турции, был исключен налоговиками из реестра юридических лиц как фирма-однодневка. Примечательно, что формальным основанием претензий к Coral Travel стала передача им данных о своих оборотах для публикации в рейтинге «Крупнейшие туроператоры России – 2005», где компания заняла 4-е место – ее оборот тогда составил $138,6 млн. Позже налоговые службы все же смогли найти подтверждение достоверности этих сведений, но о скандале узнал весь российский бизнес.
* * *
Подводя итог нашему обзору родословных деревьев операторов, хочется задать вопрос: а турки кто? Большинство крупных компаний интегрированы в западный или российский бизнес, а те немногие «чисто турецкие» фирмы, которые так или иначе делают погоду на направлении, во-первых, максимально себя обезопасили от претензий проверяющих организаций, а во-вторых – уже испытали на себе «гнев государев», и ничего, сумели договориться. Что же касается мелких игроков, то их ниша вряд ли кого-то серьезно заинтересует – сливки по объемам и прибыли снимают лидеры. Впрочем, поживем – увидим.