ФИГ: вы готовы к пластической операции?
К 14 сентября каждый участник рынка, называющий себя туроператором, обязан застраховать свою профессиональную ответственность перед клиентами по новым ставкам в соответствии с последними изменениями в Законе «Об основах туристской деятельности». 30-60-100. Подогнать туротрасль под эту формулу будет не менее проблематично, чем настоящую живую женщину – под модельные стандарты груди, талии и бедер (90-60-90).
Итак, вы готовы прооперировать свою бухгалтерию?
Кто взболтал шампанское
Поправки к закону о фингарантиях в готовом виде вылетели из Госдумы, как пробка из бутылки с шампанским, которое зачем-то подогрели и встряхнули. Внезапно, стремительно и с обильной пеной. Произошло это 11 июня, когда многие уже думали, что в текущем году обойдется без реформ. Чуть ранее, в мае, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский заявлял туристической общественности: третье чтение законопроекта о повышении ФИГ снято с думской повестки дня на неопределенное время. Приближались каникулы, и казалось наиболее вероятным, что парламентарии вернутся к больному туристическому вопросу лишь на следующей сессии.
Законотворческая машина могла буксовать только по одной причине: в коридорах власти на тот момент продолжалась лоббистская борьба за высоту минимального порога фингарантий. Если помните, в первом чтении поправок (декабрь 2008 г.) депутаты проголосовали за то, чтобы сумма финансового обеспечения для небольших ТО, чей годовой оборот не превышает 100 млн рублей, составила 30 млн. Во втором чтении, 8 мая, эта цифра была снижена до 20 млн. Однако Ассоциация туроператоров России (АТОР) и дружественные ей депутаты упорно настаивали на возвращении к 30-миллионной отметке. Им оппонировал Российский союз туриндустрии (РСТ) с группой поддержки в министерствах и ведомствах.
Ситуация выглядела патовой. Но тут в туризме как раз случился очередной скандал, который дал дополнительные аргументы сторонникам максимально высоких ФИГ.
Речь идет о крахе Avatour. Эта фирма еще 28 апреля заявила, что не способна выполнять взятые на себя обязательства перед туристами, а через месяц прояснились масштабы катастрофы. 1 июня в новостной ленте на профессиональном портале www.TourDom.ru сообщалось: «По словам замгендиректора страховой компании «МСК-Стандарт» Вадима Повтарева, от клиентов Avatour уже получено 252 заявления с требованиями компенсации на общую сумму 26 млн 300 тыс. рублей». То есть актуальный на тот момент 10-миллионный лимит финансовой ответственности уже был превышен более чем в 2,5 раза, и претензии продолжали поступать. (А наступавшее кризисное лето вполне могло принести с собой новые ЧП.)
Таким вот образом Avatour – игрок очень средненький, мало кому известный при жизни – напоследок совершил нечто историческое, невольно встряхнув сосуд с шипучей смесью из ФИГ. Что получилось, вы знаете.
Ни нашим, ни вашим
Когда пишутся эти строки, на календаре – начало августа. До ратификации новой системы фингарантий – считаные недели, в течение которых туроператоры выездного туризма с годовым оборотом менее 100 млн рублей или применяющие упрощенную систему налогообложения должны застраховать профессиональную ответственность как минимум на 30 млн, с оборотом от 100 до 300 млн – на 60 млн, а более крупные фирмы – на 100 млн. Для компаний внутреннего рынка размер ФИГ составит 500 тыс. рублей, для инкаминговых туроператоров – 10 млн.
Парадокс в том, что это нельзя назвать ни компромиссным вариантом, ни победой одной из двух противоборствующих сторон, принимавших активное участие в законотворческом процессе. Лидеры обеих профессиональных ассоциаций единодушно признают неэффективной новую систему финансового обеспечения профессиональной ответственности турфирм. «Очередной блин комом», – комментирует президент РСТ Сергей Шпилько. «Все это дробление фингарантий в зависимости от декларируемых оборотов компаний я считаю глупостью», – говорит вице-президент АТОР, глава туроператорской компании «КМП-групп» Владимир Канторович.
Итак, они хотели не этого. Что же получается? Поправки к отраслевому законодательству принимались в интересах некой третьей силы с более высоким лоббистским потенциалом, чем две упомянутые организации? Нет. Это уже из области масонских заговоров. Скорее новая система ФИГ стала результатом броуновского движения. Хаотичного завихрения взвешенных в аппаратной среде частиц, которые были взбаламучены разнонаправленным административным ресурсом АТОР и РСТ.
Есть смысл кратко воспроизвести ход этой борьбы – вспомнить, кто, как и чего именно добивался. Не занудства ради, а с прицелом на то, что туристические общественники сдаваться не собираются и, значит, скоро все начнется заново.
Объясните, чего вы хотите
«Изначально мы стремились к единому размеру финансового обеспечения: 100 млн для всех. А лучше 150», – говорит Владимир Канторович. Именно за это ассоциация голосовала еще в 2007 г., когда сама система ФИГ находилась в проекте. В ту пору КМП и другим крупным политизированным туроператорам, объединенным в АТОР, было проще отстаивать свою позицию: их поддерживал Ростуризм, который фактически находился в статусе министерства и, соответственно, имел законодательную инициативу. В результате последней административной реформы он этого лишился, теперь приходится задействовать другие силы.
Так, законопроект о повышении туроператорских фингарантий с подачи АТОР вносили на рассмотрение парламента депутаты Александр Коваль и Владислав Резник. Г-н Коваль, между прочим, сейчас возглавляет Росстрахнадзор, а тогда был президентом Всероссийского союза страховщиков. При такой поддержке в политических и смежных деловых кругах шансы на быстрое продвижение проекта по инстанциям казались высокими. Но оппоненты сумели подсечь его на старте. «Это был откровенный наезд на рынок с целью перераспределить его в пользу ряда крупных компаний, а также страховщиков. Нам оставалось только обороняться», – говорит Сергей Шпилько. Он с единомышленниками смог привлечь на свою сторону Федеральную антимонопольную службу и Минэкономразвития, которые в дальнейшем последовательно и активно отстаивали идею о том, что повышение ФИГ до 100 млн для всех – это агрессия в отношении малого и среднего туроператорского бизнеса.
Откуда у г-на Шпилько такое взаимопонимание с представителями ФАС и Минэка? «Не знаю. Может быть, дело в том, что он тоже из чиновников, а эти люди – особая каста, – полагает Владимир Канторович. – Они говорят на каком-то своем языке, сыплют номерами законов и только им понятными терминами. В результате очень быстро находят общие интересы». «Не надо забывать, что Сергей Павлович – в прошлом заместитель министра труда и занятости, председатель Роскомтуризма и заместитель руководителя Госкомспорта, – добавляют другие эксперты. – Видимо, связи из тех времен еще работают». Сам же г-н Шпилько говорит, что в госаппарате еше немало экономистов и юристов, способных понять абсурдность навязываемой отрасли системы финансового обеспечения.
Сбокубантики
Чего же добивалась команда Шпилько? «Я считаю самым эффективным вариантом страхование каждого отдельного договора с клиентом на основе генерального соглашения между туроператором и страховщиком при заранее согласованных между ними тарифах, дифференцированных по типам турпродукта», – говорит лидер РСТ. При такой системе в каждый турпакет обязательно входила бы индивидуальная страховка, по которой клиент мог бы получить возмещение своих потерь, если бы его туроператор полностью или частично не исполнил обязательства.
Участники АТОР считают подобный способ компенсаций нереальным. «В случае краха турфирмы могло бы оказаться, что она не заплатила страховщику за эту дополнительную индивидуальную страховку, равно как авиакомпании – за перевозку, отелю – за проживание, – поясняет Владимир Канторович. – И турист снова оказался бы в ситуации, когда ему фактически никто ничего не должен».
Сергей Шпилько продолжает полемику: «Страховой полис – это бланк строгой отчетности, в оформленном виде он по умолчанию становится договором между клиентом и страховщиком. Так что последний уже не имеет права при наступлении страхового случая отказать потребителю в компенсации, независимо от своих финансовых взаимоотношений с турфирмой».
Помните, была аналогичная тема в сфере чартерной перевозки? У клиента на руках оплаченный им билет, но авиакомпания не получила деньги от туроператора. Должна ли она перевозить человека из пункта А в пункт Б? Де-юре – да, однозначно. Но де-факто туристов кошмарили так, что многие теряли всякое желание чего-то добиваться.
Тем не менее г-н Шпилько настаивает: «В ходе консультаций между юристами РСТ, страховщиками, специалистами ФАС и Минэкономразвития мы убедились: технически предлагаемый нами вариант страхования вполне возможен. И он резко снижает вероятность того, что потребителям не хватит средств для возмещения в случае банкротства ТО. Однако такая система потребовала бы более серьезной трансформации правового поля отрасли, поскольку окончательно упразднила бы систему банковских гарантий. Хотя это и так «сбоку бантик»: гарантами профессиональной ответственности подавляющего большинства туроператоров выступают страховщики. Сложнее другое: наша схема фингарантий сделала бы такого рода страхование обязательным, а это уже надо принимать отдельным законом. После всех художеств с ОСАГО законодатели смотрят на такие инициативы довольно косо».
Прочитать. Понять. Принять
Из слов самого же Сергея Павловича можно сделать вывод, что РСТ имел не слишком высокие шансы в полной мере и за «один присест» реализовать свои масштабные замыслы. Но как бы то ни было, конкурирующая ассоциация – АТОР – тоже не смогла кавалеристской атакой перекроить систему ФИГ на свой лад. В первом же чтении Дума отвергла формулу «100 млн – для всех» и приняла вариант с дифференцированными ставками фингарантий (которого придерживалась в ходе дальнейших прений).
В результате парламентско-страховая поддержка АТОР несколько ослабла. «К сожалению, я не почувствовал со стороны страхового сообщества серьезных лоббистских усилий по продвижению законопроекта, – подтверждает г-н Канторович. – После того как депутат Коваль внес этот документ на рассмотрение Госдумы, всякое его участие в процессе завершилось. И дальше ситуация развивалась при содействии других парламентариев – прежде всего, Евгения Федорова, возглавляющего Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму, а также его заместителя Владимира Головнева».
Многие убеждены, что в этой комбинации есть еще одна фигура – уже не явная, но все еще могущественная. Бывший шеф Ростуризма Владимир Стржалковский якобы до сих пор не оставляет отрасль своим попечением и при крайней необходимости поддерживает АТОР административным ресурсом.
Оставим эту версию без комментариев и, завершая тему лоббистского армрестлинга, отдадим должное всем действующим лицам. Борьба за и против новых ФИГ потребовала от них титанических усилий и терпения. Один из участников тех событий – глава юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, которого Федеральная антимонопольная служба привлекла как эксперта от туротрасли, делится впечатлениями: «Надо было, чтобы кто-то каждый день ногами ходил по бесконечным кабинетам, готовил пояснительные записки. Особенно сложно дался последний этап, когда после всех изменений и дополнений, внесенных разными инстанциями, требовалось привести документ в такой вид, чтобы юристы из Правового департамента Белого дома могли его прочитать, понять и принять».
Теперь это предстоит самим участникам рынка.
Прочитать.
Понять.
Принять.
Что у нас хорошего
Природный оптимизм – вот что роднит практиков и теоретиков от туризма, даже если они диаметрально расходятся во взглядах по всем вопросам.
Каждый из опрошенных «ГЛ» аналитиков начинал интервью с перечня «отдельных позитивных моментов», которые все-таки есть в обновленном законе «Об основах туристской деятельности». (И лишь после такого вступления эксперты пророчили рынку бедствия, возможные после внедрения ФИГ.)
Итак, что у нас хорошего?
«Мы избежали 100-миллионной уравниловки, и это уже очень большое достижение, – говорит Сергей Шпилько. – Второе: удалось, наконец, разделить аутгоинг и инкаминг. Раньше оба вида деятельности проходили в законе под общим названием «международный туризм» и требовали одинаковых фингарантий. Третье: для выезда мы смогли повысить со 100 до 300 млн рублей показатель годового оборота, при котором требуется максимальная 100-миллионная страховка. Бесспорно, положительный момент, ведь требование обеспечивать финансовой гарантией весь оборот – это экономический нонсенс».
Поддерживая главу РСТ по всем перечисленным позициям, Георгий Мохов добавляет: «Хорошо, что из законопроекта убрали требование о 20-миллионном уставном капитале для туроператорской компании. Ведь как насчитали эту цифру – анекдот! Насколько я знаю, она возникла из посыла о том, что производитель туруслуг должен иметь офис в 300 м2. и порядка 100 сотрудников в штате, иначе он якобы не достоин заниматься своим бизнесом».
А какие плюсы усматривает в обновленной редакции закона Владимир Канторович? «Сама система фингарантий принесла отрасли большую пользу, даже в своем устаревшем виде, – говорит вице-президент АТОР. – С 2007 г., когда она вступила в силу, прекратились массовые кидания туристов на Новый год и майские праздники. Как ножом отрезало. Кроме того, огромное количество людей все-таки получили возмещение ущерба, хотя большинству не хватило суммы финансового обеспечения. И с этой точки зрения минимальная туроператорская гарантия в 30 млн рублей – гораздо хуже, чем 100, но все же лучше, чем 10. Ведь в результате каждого банкротства и псевдобанкротства, ставшего достоянием гласности, клиенты предъявляли претензии на сумму около 30 млн и выше. Сейчас их шансы на компенсацию возрастают ровно в три раза».
В дополнение к сказанному г-н Канторович отмечает, что повышенные ФИГ помогут в борьбе с недобросовестными участниками рынка. Новые суммы уже критичны для финансовых институтов, поэтому страховщики, а тем более банки не станут с легкостью выдавать гарантии направо и налево. В результате из армии ТО будет комиссовано множество «бойцов», которые не смогут получить справки о наличии ФИГ ни за какие деньги.
Гаранты делают ставки
Именно вопрос о том, как поведут себя гаранты, на момент подготовки этой статьи был ключевым во всей теме законодательной реформы-2009. В июле и начале августа ВСС (Всероссийский союз страховщиков) экстренно разрабатывал методику определения тарифов для страхования профессиональной ответственности турфирм. Ее предстояло еще утвердить в Росстрахнадзоре, а таймер щелкал.
Все знали только одно: вышеупомянутые тарифы не могут быть низкими. «Шкала 30-60-100 – это действительно уже очень большие страховые риски, при которых туроператоры в случае банкротства способны заваливать и страховщиков, – полагает Георгий Мохов. – Значит, эти последние начнут перестраховывать фингарантии в других СК, что только сыграет на повышение тарифов для турфирм».
И теперь будет очень сложно в личном порядке через дружественный менеджмент страховой компании получить ставку ФИГ ниже рыночной. Откаты выйдут неоправданно большими, или вообще перестанут практиковаться. «Раньше, при страховой сумме 10 млн рублей, договор с туроператором мог подписать заместитель генерального директора СК, действующий на основании доверенности – говорит Юлия Алчеева, заместитель гендиректора компании «Европейское Туристическое Страхование».– При новом лимите ответственности такие полномочия будут только у гендиректора. И если потом окажется, что применялся демпинговый тариф, это может повлечь за собой штрафные санкции для страховщика».
Таков порядок вещей в респектабельной компании. А как быть с теми, кто способен наштамповать турфирмам дешевых ФИГ, даже не планируя в случае чего выплачивать компенсации клиентам? «Такое нельзя исключать, – признает Владимир Канторович. – В прошлом многие СК выдавали гарантии не за положенные 0,96% от общей суммы страхового покрытия, а за 0,5% и дешевле. Но теперь мы договорились с Росстрахнадзором: если станет известно о том, что какая-то компания занижает рекомендованные ставки, она мигом потеряет лицензию. Отслеживанием таких случаев будет активно заниматься наша ассоциация».
Деньги из прошлого
В продолжение темы страховых тарифов надо затронуть еще один тонкий вопрос. С 14 мая туроператоры должны застраховаться по более высоким ставкам (30-60-100 млн рублей), но на тот момент у них по-прежнему будут действовать фингарантии на 10 млн рублей, оформленные в конце весны и действительные еще на полгода. Обязаны ли они получать страховку на недостающую сумму все у той же компании или могут обратиться к ее конкурентам?
Сотрудники самих СК отвечают категорично: никакой самодеятельности, где страховались, там и достраховывайтесь. Или же разрывайте договор с прежним партнером и оформляйте фингарантию на всю сумму в другой компании. Иначе как два разных юрлица – гаранта – будут потом делить ответственность?
Конечно, разрыв договора – это не интересно. Кому хочется терять деньги, ранее потраченные на ФИГ? «Но в таком случае, если у туроператоров нет выбора, то им сейчас можно навязать максимальный тариф», – предполагает глава РСТ Сергей Шпилько.
«Что значит «навязать»? – возражает Юлия Алчеева. – Все будут действовать в соответствии с экономической целесообразностью. И потом, страховщикам же навязали риски, связанные со страхованием умышленного действия туроператоров, вопреки Гражданскому кодексу РФ. Если кто-то из клиентов, повесит на двери своего офиса амбарный замок и исчезнет, страховщик обязан будет выплачивать компенсации его обманутым туристам? Поэтому я бы не стала сейчас паниковать на месте руководителей турфирм. Кто в финансовом смысле твердо стоит на ногах, тот справится с ситуацией».
«Согласна, основания для паники есть только у тех бизнесменов, кто работает на грани фола, – подтверждает Алла Берсон, начальник управления продаж комплексного страхования «Ресо-Гарантия». – Но в новой системе фингарантий явно просматриваются некоторые спорные моменты. Например, правильно ли сейчас определять ставки фингарантий, исходя из оборотов турфирм за 2008 год? Ведь это было совсем другое время, вы понимаете…»
С какой стороны посчитать
Есть мнение, что привязка размеров ФИГ к оборотам подталкивает участников рынка к противоправным действиям.
В частности, многих региональных туроператоров это может спровоцирвать к уходу в теневую сферу турбизнеса, то есть к работе без гарантий и, соответственно, без номера в Федеральном реестре. По мнению Сергея Шпилько, даже минимальная сумма финансового обеспечения – 30 млн рублей – для большинства таких компаний запредельно высока: «У них годовые обороты меньше этой цифры».
Правда, что ли?
Спросим у инсайдера, например у Владимира Коурова, управляющего директора новосибирской группы компаний «Акрис», председателя комитета по туриндустрии местной Торгово-промышленной палаты, члена правления региональной общественной организации НАТО (Новосибирская ассоциация туроператоров). «Да, – подтверждает г-н Коуров, – у многих туроператоров сибирских регионов обороты по собственному продукту меньше 30 млн. На первоначальном этапе внедрения фингарантий свой операторский статус смогли (и захотели) официально сохранить, по моим оценкам, не более 60% компаний). И лишь 15–20% перейдут на повышенные ставки. Остальных же предлагаемые ФИГ фактически выводят из поля государственного регулирования».
Те, кому финансовая ситуация позволит остаться в упомянутом поле чудес, будут решать непростой вопрос: под какую из трех гребенок (30-60-100) причесаться? Как говорит Георгий Мохов, в Москве даже у среднего туроператора обороты за 2008 г. легко могут зашкалить за 300 млн рублей, и он, конечно, попытается избежать 100-миллионной гарантии.
Способы на самом деле уже известны. Например, создается очередное юрлицо, на которое переводятся все продажи, и по признаку «новое предприятие» оно попадает под минимальную гарантию в 30 млн.
А на следующий год очень многим есть смысл переходить на упрощенную систему налогообложения: недавние изменения в законодательстве позволят применять ее компаниям, имеющим годовой доход до 60 млн рублей (а не 30 млн, как было раньше). В туризме такие дивиденды вполне реальны, если по счетам или через кассу компании за отчетный период проходит порядка 600 млн рублей. (Таким образом, в 2010 г. значительная часть туроператоров будет по критерию дохода попадать под 30-миллионные ФИГ, а по обороту – под 100-миллионные.)
Очень возможны и гараздо более экстремальные «пластические операции» на бухгалтерии. Понимая это, инициаторы повышения ФИГ уже планируют акции возмездия.
Дойти до президента
До некоторых регионов страсти по фингарантиям долетают лишь эхом. Среди них, например, Удмуртия, где есть собственный президент, но нет международного аэропорта, а значит, и турфирм с соответствующими операторскими амбициями. Но там тоже без проблем не обходится. Рассказывает Елена Захидова, руководитель местной компании «Лина-Тур», глава удмуртского отделения РСТ: «С тех пор, как было отменено лицензирование, на наш рынок хлынул поток новых турагентств, и контроля за ними теперь никакого нет. Они появляются в летний период, потом исчезают и пытаются вообще не платить налоги. Чтобы навести хоть какой-то порядок, мы под эгидой РСТ обращаемся через прессу к жителям региона, в доступной форме объясняем, какие документы должен получать потребитель в турфирме. Говорим, что надо обращать внимание на круглогодичный график работы компании, читать договор реализации туруслуг и не подписывать его при отсутствии определенных пунктов, требовать путевку установленного образца».
Более того, местные активисты РСТ ввели добровольный реестр турфирм, чтобы провести некую перепись участников рынка и хоть как-то сориентировать в нем потребителя.
Недавно в регионе произошло большое событие: в апреле учреждено Министерство по физкультуре Удмуртии, а до этого бизнес официально не курировался никем. Профильные чиновники уже отметили и оценили последовательную позицию общественной ассоциации, и Елена Захидова с коллегами была приглашена на встречу с удмуртским министром. А там, глядишь, и до президента дойдет.
В тюрьму, без вариантов
Не успела утихнуть война за фингарантии, а туристические общественники уже выступают с новыми инициативами. Так, АТОР планирует поправить Уголовный и Административный кодексы, чтобы усилить ответственность предпринимателей, которые занимаются туроператорской деятельностью без фингарантий и, соответственно, без номера в Госреестре. Проект был внесен в Государственную Думу еще в середине июня, а в июле поступил оттуда в Правительство и Верховный суд РФ.
Как пояснил вице-президент АТОР Владимир Канторович, сейчас туроператоры, не внесенные в реестр, подпадают под уголовную статью «Незаконная предпринимательская деятельность», но в большинстве случаев им удается избежать наказания. Либо милиционеры тормозят возбуждение дела, либо прокуратура в этом отказывает. «Поэтому необходимо внести в кодексы конкретные формулировки, позволяющие карать недобросовестных туроператоров в уголовном порядке, – уверен г-н Канторович. – Чтобы надо было сидеть в тюрьме, без вариантов».
У РСТ свои планы. «В Государственную Думу уже внесены как минимум два проекта изменений и дополнений в закон «Об основах туристской деятельности», – говорит Сергей Шпилько. – Один поступил от администрации Алтайского края, другой – из депутатской среды. Оба подразумевают снижение фингарантий для въездного туризма – до 0,5 млн и 2,5 млн рублей соответственно. Мы готовы принимать участие в обсуждении этих проектов и вообще в совершении отраслевого законодательства. И если бы Минспорттуризм возглавил такую работу, мы бы приняли в этом участие».