Летопись туризма на страницах «ГЛ»: 1998–2008. Часть 1
Юбилеи подкрадываются незаметно. Вот и мы в этом году не без удивления поняли, что «Горячей линии» уже 10 лет. Журнал впервые вышел из типографии за несколько дней до дефолта – в августе 1998-го, и с тех пор мы каждый месяц бьемся над новыми номерами. Все они в итоге сдаются, увековечивая факты и комментарии, скандалы и триумфы, надежды и опасения… Ваши, читатель. Пролистайте прошлое, и вы убедитесь: на фоне пережитого все нынешние коллизии кажутся не такими уж остросюжетными.
1998 год
Пятилетка I
АВГУСТ. До кризиса считанные дни. Турфирмы пока работают на всю катушку, а новорожденная «Горячая линия» мастерски подливает масла в огонь трудового энтузиазма. (Кстати, в те дни журнал назывался «Горячая линия Службы «БАНКО», и только в 2000 году будет переименован в «Горячую линию. Туризм»)Уважаемые коллеги! Знаю, что у вас сейчас сложная и ответственная пора – самый пик сезона. И разделяю мнение, что в это время особенно важно обеспечить слаженную работу всех служб предприятия. …Наше новое ежемесячное издание «Горячая линия Службы “БАНКО”» создано для того, чтобы помочь вам наладить контакты и обеспечить возможность конструктивного диалога с опытными экспертами – аудиторами, страховщиками, маркетологами, специалистами в области лицензирования и сертификации, рекламистами, психологами, на общение с которыми так часто не хватает времени»…«Поздравляем с пилотным выпуском «Горячей линии»! Отличный помощник, благодарим весь ваш коллектив! Гендиректор турагентства «Вейфан» Гайдарова»...«Заинтересованы в получении почты и информации. Предлагаем сотрудничество. С уважением, «ООО «ЕвропаТур»«Каждый раз меня обескураживает реплика туриста: «Это слишком дорого». Как реагировать на такие высказывания?...Начало может быть таким: «Конечно, это не самый дешевый тур, но по соотношению цена–качество, наверное, оптимальный. Посудите сами…»...«Цену можно снизить, но давайте посмотрим, что мы от этого выиграем…»«Турфирма приобрела посуду, чайник, кофеварку для представительских целей. Можно ли эти расходы отнести на себестоимость?…Согласно «Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость…»«К нам обратился г-н Л. с заявлением о страховой выплате на 6139 DM. Он якобы получил травму носа в результате падения, обратился в клинику в Германии, где ему была сделана пластическая операция.Страховая компания сделала запрос в клинику, и выяснилось, что Л. получил травму в ранней юности. Из этого следовало, что он отправился в Германию специально для лечения, выдав это за туристическую поездку…»Елена Калантарова, компания «Себо». Общий стаж в туризме – семь лет. Начинала с организации шоп-туров, но в последние два года специализируется на туристском отдыхе… «Обычно люди приходят к нам с целым чемоданом проблем, – говорит Лена. – Моя задача – чтобы к концу поездки там остались только носильные вещи…»
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ. Экономика страны – в пучине финансового кризиса. На страницах «ГЛ» – хроника тех дней, написанная со слов руководителей турфирм.«В понедельник, когда все это началось, туристов не было, то есть вообще ноль. 18 августа стали приходить по одному. Путевки по России покупают (цены в рублях не изменились), а зарубежные туры – нет. Курс просто грабительский…»«В выигрыше те, у кого нет жестких блоков мест. У нас есть, терпим убытки. С туристов, заказавших путевки заранее, денег не берем, отправляем практически за свой счет…»«Пытаемся работать в ноль, но комиссии туроператоров не хватает, чтобы компенсировать потери…»«В середине сентября стала намечаться небольшая стабилизация, хотя если сравнивать, например, с июлем, то спрос снизился на 70%...»А бизнес продолжается…«Андрей Озолинь – в прошлом офицер военно-космического комплекса, программист. Руководил коллективами с 15 лет, еще с суворовского училища. За 10 лет службы научился с легкостью переносить неприятности и добиваться своего почти любой ценой…»«ГЛ» борется за права турфирм, разбирая вопиющие случаи из судебной практики«Дело № 6. 04.08.95 туристка Ф. приобрела в ТОО «НН» путевку Москва – Париж – Москва на 12 дней стоимостью 650 долларов США. Во время стоянки поезда в Варшаве была ограблена неизвестными лицами, поэтому продолжить тур не смогла и вернулась в Россию.Решением суда договор Ф. с ТОО «НН» был расторгнут, с турфирмы взыскано 13 737 166 руб. в качестве возмещения материального ущерба и неустойки, а также 2 000 000 руб. – компенсация морального вреда…»
НОЯБРЬ. Затянув пояса и частично распустив персонал, туроператоры и турагенты готовятся к зиме-1998/99. «ГЛ» публикует результаты прогнозных маркетинговых исследований ИС «БАНКО»: рейтинги популярности направлений туризма и предпочтений сотрудничества и прогноз на осенне-зимний сезон-1998/99»
ДЕКАБРЬ. Российские туроператоры представляют в «ГЛ» свои предложения на очередной сезон.
1999 год
ЯНВАРЬ. «ГЛ» показывает руководителей турфирм с неожиданной стороны.«ГЛ»: Должна ли быть сексуальной женщина, занимающаяся бизнесом?Л. Пучкова: Обязательно. Я думаю, сексуальность лежит в основе всего – любви, бизнеса, это наша человеческая сущность.Н. Воробьева: Конечно. При определенных обстоятельствах, если не переходить грани, это помогает.«ГЛ»: Вы испытывали на себе дискриминацию по половому признаку?Л. Пучкова: Да. Это вообще норма, особенно в нашей стране.Н. Воробьева: Нет, никогда в жизни с этим не сталкивалась.
ФЕВРАЛЬ. Рынок потрясен банкротством туроператора «А-Тур».
МАРТ. Общественность обеспокоена: турецкое лето-1999 под угрозой срыва из-за волнений, вызванных арестом Абдулы Аджалана (лидера рабочей партии Курлистана). А ведь Турция – последняя надежда российского туризма.>В офисе Службы «БАНКО» – брифинг на эту тему.
АПРЕЛЬ. И снова политические волнения!«Гражданской авиации с НАТО не по пути Не исключено, что часть туристов воздержится от путешествий по Европе только из-за неуверенности в безопасности авиаперелетов…»«Туризм в условиях военных действий>Разговоры о бомбардировках на фоне прозрачного неба как о варианте пейзажа для отдыхающих в Болгарии, Греции, Венгрии, Хорватии…»Россиянам не рады?>Еще одна проблема – охлаждение отношений к России со стороны некоторых европейских стран. Начались немотивированные отказы в визах…»
МАЙ. В туризме появилась традиция: встречать праздники массовыми заседаниями туристов в аэропорту и последующими разборами полетов в редакции «ГЛ».«Президент «Атлант-Союза» Станислав Лейченко был единственным на брифинге, кто представил документы о непричастности к срыву чартерного перелета из Ларнаки 8 мая…»«Настоящий красавчик Отар Тавкелишвили, президент компании «Мега-интел Трэвел клаб», добавил неприятностей своим партнерам. Не зря говорят: красота – страшная сила…»«Валентин Доценко, коммерческий директор «Трансевропейских а/л», вел себя, как партизан: так и не раскрыл имя заказчика рейса Ларнака – Москва»
ИЮНЬ. Меняется отраслевая власть. В кулуарах бурно обсуждается борьба за портфели и кресла.«С приходом правительства Степашина под реорганизацию попало и туристское ведомство – ГКФТ РФ. Первой появилась версия, что у власти в новом министерстве окажутся личности с темным прошлым. Затем поступили сведения: основные баталии за министерское кресло идут между группировками «футболистов» и «борцов». И, наконец, в середине месяца стало проясняться: новое министерство возглавит человек из туризма…»…«Сергей Шпилько. Подчиненные между собой называют его Палыч, а когда он сердится – Шпиль».
ИЮЛЬ. На страницах журнала разгорелась полемика между туроператорами и турагентами, которая с тех пор так и не прекращается. В «ГЛ» № 7 за 1999 г. словесные удары наносит производитель туруслуг. «Руководитель турагентства призывал операторов перевести свои чартерные договоры с авиакомпаниями в разряд открытых документов. Нет, много есть в этих документах такого, чего посторонним знать не стоит – для их же спокойствия. Цинично? Что поделаешь, такова жизнь...А как вы думаете, что будет, если я попрошу своих агентов предъявить лицензии и сертификаты соответствия? У многих ли они окажутся в порядке?»
АВГУСТ. Очередной скандал. Вынос на обложке «ГЛ»: «Добро пожаловать в ад: «Экзотрэвэл» приглашает в Турцию».«Экзотрэвэл»: оставь надежду всяк сюда входящий. 20 августа в оперативную бригаду обратилась директор турагентства «Новгородский спутник»И. Василевская: «В Турции наших туристов выселили из отеля!». Это был первый сигнал. На следующий день выяснилось, что 18 новгородцев – лишь капля в море туристов, брошенных на курорте…
СЕНТЯБРЬ. На туристическом рынке начинаются страсти по нефти.«В весенне-летнем сезоне топливо дорожало каждый месяц и в середине сентября стоило уже 5500 руб за тонну*, что в три раза превышает апрельский показатель (1750 руб. за тонну)».«Распределение топлива попадет в зависимость от «хорошего поведения» перевозчиков. Первыми будут заливаться баки авиакомпаний, не имеющих долгов перед ТЗК. Таковыми, по словам г-на Рабиновича, являются AJT, «Атлант-Союз», «Континентальные а/л»...«Авиабилеты будут дорожать не так стремительно, как топливо. Арифметика проста…» В августе 2008 г. средняя стоимость авиационного керосина в России составила 31 500 руб. за тонну. – прим. ред.
НОЯБРЬ. Сенсация: TEZ TOUR вошел в рейтинг предпочтений сотрудничества по Египту, где он оперирует без году неделя. Что это – новая туристическая пирамида, которая скоро рухнет на головы партнеров и клиентов? Или игрок, за которым будущее? На страницах «ГЛ» – диспут партнеров и конкурентов.Конкурент: TEZ зимой столкнется с финансовыми проблемами. Он же демпингует даже в ноябре! И он еще не знает загадочного арабского характера. Фирмы со стажем умеют дисциплинировать принимающих партнеров, а TEZ предстоит убедиться: Египет – не Турция, здесь все решают личные связи. И большие пирамиды громче падают».Я.Осколков (TEZ TOUR): «Да что вы все: пирамиды, пирамиды! Я давно хотел спросить: ваша-то пирамида как? В порядке?»
ДЕКАБРЬ. Планета на пороге 2000 года. Миллениума. Три нуля завораживают и пугают, многие всерьез опасаются, что в момент боя курантов из-за непривычной нумерации даст сбой вся электроника, потеряют управление самолеты, выйдут из строя IT-системы аэропортов.
2000 год
ЯНВАРЬ. Обанкротится ли «Натали Турс» в результате выхода на кипрское направление? Кто напал с ножом на Арие Харари – директора российского представительства El Al? Долетают ли «Трансевропейские а/л» до конца сезона? Вот о чем пишет «Горячая линия» в первом номере за 2000 г. А еще – о том, как турфирмам жить в новом веке.«Один за другим уважаемые журналы восклицают: «Зарплаты некоторых категорий специалистов начинают расти!», «Остановилось падение цен на недвижимость!», «Число обладателей пластиковых карт в России увеличивается!» Так, глядишь, и до туризма дойдет. А мы к этому готовы?»
родолжается цикл публикаций «Повесть о настоящем туризме». Одна из самых остросюжетных и трагических историй – о жизни и смерти руководителей компании «Светал» Александре и Светлане Головачевых. На их счету много свершений в коммерческой туриндустрии, в том числе первый чартер на Стамбул…«Открытое письмо Наталья Житнухина, «Интерюнион-М»Этика партнерства или политика жульничества?«…В итоге всех этих перипетий гендиректор «Стройинтерсервис-С» не только отказывается вернуть деньги за четыре украденных у нас билета, но и грозится написать на нас заявление в милицию о вымогательстве и прислать к нам своих друзей на разборки.Туристический мир должен знать поименно не только крупных аферистов, но и мелких жуликов!»«Рассказывает Дмитрий Зубринович, брат Светланы Головачевой: «Ил-86 на взлетной полосе с 350 пассажирами на борту. И вдруг сообщение: турецкие авиационные власти отменили разрешение на посадку в Стамбуле. Проходит час, другой, Головачев ведет телефонные переговоры из кабины пилота, подключает связи в различных кругах. Тщетно. На третьем часу, когда пассажиры близки к панике, он говорит командиру экипажа: «Поехали, ответственность беру на себя. И мы взлетаем – в никуда. Рассуждаем: ну, сбить-то нас не собьют… Могут развернуть из Турции обратно. Хватит ли тогда горючего до Москвы? За полчаса до посадки разрешение все же было получено. Подействовали усилия турецкой принимающей стороны».
ФЕВРАЛЬ. Семь ведущих чартерных авиакомпаний Москвы – «Авиаэнерго», «Атлант-Союз», «Континентальные а/л», «Внуковские а/л», AJT, «Трансевропейские а/л», East Line – заключили картельное соглашение. Цели: прекратить демпинг, оградить себя от ценового прессинга туроператоров и авиаброкеров, убрать со столичного рынка иногородних перевозчиков.«Рекомендованные цены выше применявшихся ранее на 5–15%. Как утверждают в отдельных авиакомпаниях, по ряду маршрутов заложена чересчур высокая маржа. Но большинство придерживаются мнения: практика затягивания перевозчиками поясов грозит обернуться катастрофами. Прессинг со стороны консолидаторов рейсов, требующих неуклонного снижения цен, довольно силен. Это поставило на грань банкротства не одного перевозчика…»
МАРТ. Соглашение авиакомпаний (см. февраль) вызвало волнения в среде туроператоров. По призыву председателя правления МАТА Павла Ременного (ныне известен под фамилией Кларк и работает советником главы Федерального агентства воздушного транспорта) они создали альтернативный альянс и сломили боевой дух перевозчиков. Потом произошла историческая встреча противоборствующих сторон, об итогах которой сообщается на страницах «ГЛ».«К семи авиакомпаниям почти одновременно пришло понимание, что одной семьей лучше все-таки жить с заказчиками, а конкурентам достаточно отправлять праздничные открытки… Как это повлияет на их цены? Перевозчики говорят, что пытаются не допустить роста…»
АПРЕЛЬ. Между российской Федеральной службой воздушного транспорта и Генеральной дирекцией гражданской авиации Испании вспыхнул конфликт, в результате которого нашим авиакомпаниям в течение недели не давали разрешений на чартерные программы в эту страну. Испанский сезон под угрозой срыва. Туроператоры, чиновники и дипломаты в офисе ИС «БАНКО» ищут выхода из пике.31 марта. Ш-2. Все ждут вылета, надеясь, что вот-вот испанцы дадут разрешение на пролет. А в это время туроператоры и представители авиакомпании буквально пикетируют здание ФСВТ, так как прекрасно понимают, где на самом деле собака зарыта
МАЙ. У двух предприятий «Корпорации “Академсервис"» приостановлены лицензии. Столичный туристический истеблишмент истолковал это на свой лад: отраслевая власть с питерскими корнями начинает охоту на крупных игроков московского рынка.«За ответом на вопрос о том, собирается ли г-н Стржалковский мочить москвичей в сортире, корреспондент «ГЛ» отправился непосредственно в министерство. Владимир Стржалковский категорически опроверг все, в чем его подозревают, и заявил: «Священных коров больше не будет, все должны соблюдать закон»
ИЮНЬ. Первый в этом веке визовый коллапс на итальянском рынке. 16 июня в консульстве зависло более 500 паспортов российских граждан, которые должны вылететь на отдых в ближайшие три дня...
Новый консул Италии г-н Франческо Барбаро. Без комментариев
Новый стиль работы итальянского посольства в Москве усугубляется старыми проблемами: сотрудники консульского отдела физически не справляются с потоком заявок на оформление физ. Курьеров тур, фирм не спасает даже круглосуточное дежурство у ворот – документы иногда неделями сдать не удается
ИЮЛЬ. Объявленный «ГЛ» конкурс «Секс-символ российского туризма» вырвался за пределы Москвы и шагает по стране. Сотрудницы турфирм всех возрастов подхватывают лозунг «Мы выбираем безопасный бизнес!» и присылают свои фото в редакцию журнала.
АВГУСТ. С. Комарова и Д. Джанал, которые числились директорами скандально известной турфирмы «Экзотрэвэл», ведут судебное разбирательство с редакцией «ГЛ», подробно описавшей мытарства их клиентов в Турции. На страницах очередного номера – репортаж из зала суда.«Скажи мне, кто твой юрист, и я скажу, кто ты. Адвокаты Комаровой и Джанала в перерывах между слушаниями»
СЕНТЯБРЬ. Общественность бурно обсуждает крах туроператора «Скайтер», которого подкосил кризис 1998 г., а потом накрыли долги и череда трагических событий. Директор компании в бегах, партнеры и клиенты подсчитывают убытки без особой надежды на компенсацию.«В пятницу, 25 августа, на работу пришли лишь некоторые менеджеры компании, еще сохранявшие надежду на лучшее. Одновременно в офисе появились агенты и кредиторы «Скайтера». Поняв, что ждать больше нечего, они стали действовать по обычной для таких случаев схеме: начали спринтерский поиск документов своих туристов и экспроприацию имущества. Участковый вызвал наряд милиции и остановил тех, кто спускался по лестнице с мебелью и оргтехникой. Чуть позже дверь офиса была заварена».
ОКТЯБРЬ. Одна из самых популярных рубрик «ГЛ» – «Электрический стул». Посидеть на нем не отказываются даже такие люди, как заместитель министра экономического развития и торговли РФ.«ГЛ»: Ваш опыт разведчика…В.С.: Я в контрразведке служил!«ГЛ»: Ну, значит, опыт контрразведчика помогает выявлять какие-либо вредоносные элементы в туризме?В. С.: Он помогает чувствовать, изучать людей, понимать их психологию, оценивать ситуацию под разными углами зрения.«ГЛ»: Не слишком ли остро вы реагируете на нарушения со стороны конкурентов «Невы»? Считаете ли вы, что судьба «Академсервиса» на вашей совести?В. С.: Это полная глупость, на которую нормальный человек отвечать вообще не будет. При чем тут я? Я что – взял у «Академсервиса» деньги и не отдал? Обычная история: у фирмы расходы превышают доходы, начинают виснуть долги, это приводит к краху. Я вас предупреждаю: еще не одна компания печально закончит свое существование, потому что работает по этому принципу.
НОЯБРЬ. И снова – «электричество»… Теперь порцию «разрядов» принял руководитель TEZ TOUR.«ГЛ»: В 1999 году, по самым скромным подсчетам ваших коллег, вы потеряли в Египте около $2,5 млн. Насколько реальна такая цифра?А. С.: Безусловно, нереальна. На самом деле это $25 млн, но мы расцениваем их не как потерю, а как инвестиции и готовы на большее.
ДЕКАБРЬ. В предновогоднем выпуске редакция «ГЛ» подводит итоги некоторых громких дел уходящего года.26 августа эти пилоты спасли жизнь 346 туристам – пассажирам Ил-86 авиакомпании ВАСОАртур Цомая, руководитель «Трансевропейских авиалиний», пережив серию скандалов, все-таки сошел с дистанции. Говорят, что его подкосила не столько потеря доверия партнеров, сколько неудачное стечение обстоятельств, главное из которых – трагическая и нелепая гибель юриста компании накануне важного судебного процессаМногие из упомянутых здесь событий могли стать сюжетами для блокбастеров. Но… Columbia Pictures не представляет. Это способна представить только «Горячая линия. Туризм». Продолжение следует!
«Летопись туризма на страницах “ГЛ”» 2001–2003 гг. будет опубликована в октябрьском номере журнала.