…и не нарушить закон
Как бороться с нечистыми на руку сотрудниками, работающими на свой карман или просто сбегающими с деньгами фирмы? Это один из вечных вопросов, ответ на который ищут руководители турагентств. Многие пытаются свести счеты с бывшими сотрудниками, публикуя в соцсетях их личные данные, фотографии, копии паспортов, не понимая, что при этом сами рискуют стать преступниками.
Клевета или частное мнение?
Вот типичное объявление обиженного работодателя, к которому была прикреплена копия паспорта сотрудника: «Внимание! Долго думали, писать или нет. Считаю, что обязаны предупредить о мошеннице. Менеджер с опытом в туризме. Сейчас ищет работу. Моя подруга, взявшая ее на работу, попала в неприятную ситуацию, где данный менеджер забронировал тур с ее договором, но под своим юрлицом. Будьте аккуратны. Сезон начинается, и сейчас все будут срочно менеджеров искать».
Несмотря на то что авторов подобных объявлений коллеги благодарят, юристы предупреждают: «Товарищеский суд» неуместен. Текст, который приведен выше, содержит признаки преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ «Клевета», т. е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Это наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок.
Другими словами, обвинять человека в мошенничестве нельзя до вынесения соответствующего решения суда. «Такие сообщения находятся в околоуголовном поле. Их можно высказывать в качестве частного мнения, например, в личном сообщении. При этом грань между клеветой и частным мнением будет очень зыбкой», – комментирует адвокат коллегии «СОГА» (г. Екатеринбург) Виталий Черных.
В данном случае автор публикации к тому же обвиняет человека со слов своей подруги, т. е. достоверность этого утверждения ничем не подтверждена. И если дело дойдет до суда, автору придется доказывать, что это не личная неприязнь или месть и он не имел умысла огульно очернить человека. Либо предоставить доказательства преступления.
Предупредить коллег, конечно, можно, но делать это стоит более деликатно. Например, можно опубликовать объявление с предложением обращаться за рекомендациями по работе такого-то человека в вашей организации. А подробностями делиться в личной переписке.
У «заек» не воруют?
Кстати, у самих бизнесменов тоже далеко не однозначное отношение к такой показательной порке. Есть те, кто, наоборот, считает, что выносить сор из избы – не лучшее решение. Они убеждены, что рискуют только те турагентства, которые ведут двойную бухгалтерию и таким образом сами создают условия, чтобы у менеджеров возникал соблазн прикарманить нигде не учтенные деньги. Поэтому самое главное, что нужно сделать, – это исключить причину искушения, создать условия, не позволяющие проявлять худшие качества. Другими словами, изолировать менеджеров от приема-передачи денежных средств и все платежи проводить только через кассу.
По мнению генерального директора агентства путешествий «Блиц-Тур» Анны Манаковой, немаловажно наладить с сотрудниками психологический контакт, выстроить доверительные отношения. Праздновать дни рождения, организовывать совместные посиделки после работы. «Нужно создавать общую командную заинтересованность в работе, основанную на взаимопомощи», – считает она.
Однако такой точки зрения придерживаются далеко не все. Начальник-«зайка» рискует получить бонусом панибратские отношения, которые будут мешать бизнесу. «Хорошая штука, когда сотрудники между собой не дружат, а конкурируют. Дружба на работе – это ненормально. Именно поэтому появляются «левые» брони. Нужно помнить, что сотрудники – это не члены семьи, и незаменимых людей нет», – уверена генеральный директор ОСА tour Светлана Обоянская. По ее мнению, к тому же лучше растить свои кадры, чем брать на работу «готового» менеджера с опытом работы и потом переучивать.
Но самый действенный способ – это личная вовлеченность директора в бизнес и строгий учет за всеми процессами. Светлана Обоянская считает, что у каждого сотрудника должен быть свой уровень доступа к документам компании, а на компьютерах – установлена программа, считывающая всю информацию о том, что делает менеджер (когда включил компьютер, что смотрит, с кем общается и что пишет, какие документы печатает и т. д.). Это довольно дорогостоящий инструментарий, но если учитывать, что, по мнению самих же турагентов, из-за воровства собственники компаний теряют до 40 % прибыли, вполне окупаемый. Ведь самое страшное для бизнеса – это потерять репутацию из-за кассовых разрывов, невыполненных обязательств перед туристами.