logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 11 марта 2014

Вина и беда субагента

Эту историю без иронии можно назвать иллюстрацией тяжелой субагентской жизни. Тур, проданный за неделю до его начала туристам без загранпаспортов, срыв сроков их изготовления, а потом и отказ судов признать факт перечисления денег туроператору… За все неблагоприятные обстоятельства, которые сошлись в этом заказе, платить пришлось субагенту.

Эту историю без иронии можно назвать иллюстрацией тяжелой субагентской жизни. Тур, проданный за неделю до его начала туристам без загранпаспортов, срыв сроков их изготовления, а потом и отказ судов признать факт перечисления денег туроператору… В итоге за все неблагоприятные обстоятельства, которые сошлись в этом заказе, платить пришлось субагенту.

Вина и беда субагента

Туристы без паспортов

Незадолго до нового 2014 года, 24 декабря, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда рассматривала апелляционную жалобу турфирмы «МССервис» на решение Промышленного районного суда города Самары, принятое двумя месяцами ранее. Этим решением с турагентства предстояло взыскать в пользу туристки Дашиной Н.В. (имя изменено) более 100 тысяч рублей. Сумма сложилась из 54 245 руб. возмещения убытков, «причиненных потребителю вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по договору оказания услуг по реализации турпродукта», 20 000 руб. неустойки, 32 122,5 руб. штрафа и 5 000 руб. компенсации морального вреда.

В чем заключалась вина «МССервис» и почему было принято такое решение?

14 декабря Дашина Н.В. оформила в этой турфирме для себя и членов своей семьи поездку в Египет, на курорт Хургада, в период с 20 по 26 декабря; за тур заплатила 32 245 руб. А в связи с тем, что загранпаспортов у двух членов семьи не было, двумя днями раньше, 12 декабря, она заказала «МССервис» еще и услугу по их оформлению стоимостью 20100 руб.; турагент пообещал, что документы будут готовы как раз ко дню вылета.



Однако 20 декабря Дашиной позвонили из турфирмы и сообщили, что поездка отменяется – загранпаспорта не готовы. В тот же день она направила турагенту претензию с требованием вернуть деньги – 54 245 руб. «МССервис» в этой просьбе ей отказал.



Начался судебный процесс. К нему были привлечены компании «Лабиринт» как туроператор несостоявшейся поездки, и «РосТур» - фактический турагент, состоящий с ТО в договорных отношениях.

Недоказанный платеж

Разрешая этот спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком, на которого должна быть возложена ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора, является «МССервис», поскольку им



«не представлено достоверных доказательств в подтверждение того, что денежные средства за туристов Дашиных были перечислены туроператору».



Суд пришел к выводу, что ответчиком не исполнены в срок договорные обязательства перед туристами Даниловыми, поэтому убытки в размере 32 245 рублей, а также стоимость услуг по оформлению загранпаспорта в сумме 22 000 рублей, следует взыскать с «МССервис». Сумма получилась почти вдвое большая, чем изначально просила Дашина.

В апелляционной жалобе ответчик «МССервис» просил отменить судебное решение, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы не соответствуют его обстоятельствам, неправильно применены нормы материального права.

Представитель турфирмы «МССервис» представил суду платежное поручение от 18.12.2012 г., которым агент «РосТур» перечислил туроператору денежную сумму в размере 27597,5 руб. за туристов Дашиных.

Кроме того, в жалобе «МССервис» указал, что ни он, ни туроператор не могут нести ответственность перед туристом за понесенные им убытки вследствие отсутствия у тех необходимых документов – в частности, загранпаспортов. Субагент просил отменить решение суда первой инстанции.

Субагент не вправе…

Причиной срыва поездки Дашиных стала задержка выдачи загранпаспорта в срок, поэтому в первую очередь суд исследовал этот вопрос.

Судебная коллегия установила, что для оформления загранпаспортов Н.В.Дашина 12 декабря 2012 года выписала на сотрудника «МССеврис» доверенность на получение документов и совершения всех необходимых для этого действий. Выполняя это поручение, 13 декабря субагент подал в компанию «Центр внешнеэкономического сотрудничества» («ЦВС») заявление на оформление двух загранпаспортов в течение пяти дней, т.е. в срок до 19.12.2012 года. В адрес «ЦВС» была передана сумма 20 100 руб. (по 9000 руб. за каждый паспорт и по 1 050 руб. – госпошлина). Один из двух загранпаспортов был готов в оговоренный сторонами срок, 19 декабря. Второй – только 25 декабря, из-за необходимости проведения дополнительной проверки.

Выяснив этот момент, коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции обоснованно решил взыскать убытки в размере цены тура с исполнителя «МССервис», поскольку им «были нарушены условия порядка оформления и реализации туристического продукта, содержащиеся в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта…», а также условия договора между «РосТуром» и «МССервисом». Согласно п. 4.9 этого договора, «МССервис» обязан предоставить «РосТуру» как надлежащему турагенту все необходимые и достоверные сведения по каждой заявке в срок не позднее 14 рабочих дней до начала тура. Этот срок не был соблюден. Субагент не попадал в него, даже если бы у туристов были действующие загранпаспорта. Получается, не должен был продавать путевку?

Судебная коллегия согласилась и с другими выводами суда первой инстанции. В частности, о том, что оплата тура Дашиных субагентом «МССервис» не доказана, поскольку «платежные поручения в адрес турагента «РоссТур» не содержат сведений о том, за какого туриста произведена оплата».

Также, по мнению коллегии, районный суд «обоснованно исходил из представленных в материалы дела доказательств наличия у «МССервис» полномочий на заключение договора от имени и в интересах туроператора». Поскольку, согласно п. 2 ст. 1009 Гражданского кодекса РФ,



субагент не вправе заключать сделки с третьими лицами от имени лица, выступающего туроператором по агентскому договору,



т.к. указанная возможность может быть им реализована только в порядке исключения, когда агент передает исполнение поручения субагенту в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ). К тому же в заявке на бронирование тура от «МССервис» сведений о туроператоре не было. В данном случае перед заказчиком услуг остается ответственным тот, кто принял от него деньги и не исполнил своих обязательств, решил суд первой инстанции, и коллегия согласилась с этим выводом.

Неосмотрительный договор

Таким образом, решение о взыскании с «МССервис» стоимости тура в размере 32245 руб. суд апелляционной инстанции оставил без изменения. «Зная об отсутствии у туристов заграничных паспортов на 14.12.2012 г. - момент оформления договора о подборе, бронировании и приобретении турпоездки сроком с 20.12.2012 г., «МССервис» неосмотрительно заключил данный договор и не исполнил его в установленный срок», - пояснила коллегия свой вывод.

А вот в части компенсации расходов на изготовление загранпаспортов решение было изменено. Коллегия не признала сумму в 20000 руб., переданную в «ЦВС», убытками туриста, поскольку



«услуга исполнена в полном объеме, но с нарушением срока на 5 дней»,



соответственно, «МССервис» не должен выплачивать Дашиной Н.В. 20000 руб.. Однако, по мнению коллегии, подлежат взысканию в пользу истицы 2000 руб., полученные субагентом за оказание посреднических услуг при оформлении загранпаспорта, «т.к. ООО «МССервис», взяв на себя ответственность за оказание такой услуги, не предупредило заказчицу о возможной задержке изготовления паспортов по независящим от них причинам».

Также был вдвое снижен размер неустойки – до 10000 руб. Соответственно, до 22122,5 руб. уменьшился штраф. Размер компенсации морального вреда остался неизменным. Общая сумма, присужденная субагенту к выплате в пользу туристки, составила 71 тысячу рублей с хвостиком.

  • Дела судебные
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
Тур с должком

Дела судебные

18/02/2020
Битва «Дельфинов», или Как туроператор отсудил свое имя спустя два года тяжб

Дела судебные

29/10/2019
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение