logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 30 апреля 2014

Преграды на границе

По информации ФССП, более 300 000 россиян не смогут выехать за границу из-за долгов. Другой фактор риска – изменение визовых правил, как в недавнем случае с Турцией. Как отбиться турагенту, если туриста не выпускают за рубеж?

Как отбиться турагенту, если туриста не выпускают за рубеж?

Последние месяцы жизнь развивается такими темпами и с такими виражами, что участники турбизнеса постоянно оказываются лицом к лицу с непростыми правовыми вопросами. А раз есть вопросы, должны быть ответы. Их дает юрист, преподаватель права Елена Баринова.

Преграды на границе

Проблема № 1. Турецкие визы

Новость, которая больше всего наделала шума в турагентской среде накануне лета, – распоряжение турецких властей об увеличении сроков действия загранпаспортов до четырех месяцев. Сейчас они вроде бы сделали шаг назад. Но внешнеполитическая ситуация такова, что нельзя исключать изменений визовых правил и со стороны других государств. Если после подобных нововведений паспорт туриста вдруг становится негодным для въезда, как должна проходить аннуляция, каков порядок компенсации за сорванный тур?

– Не могу согласиться с мнением многих участников рынка, что апрельское нововведение турецких властей об увеличении до четырех месяцев сроков действия загранпаспорта для поездки в Турцию стало полной неожиданностью. Информация по этому вопросу начала появляться с января этого года. Надо сказать, что,

по информации, размещенной на сайте посольства до издания закона, срок действия паспорта должен составлять не менее трех месяцев на день окончания посещения страны.

На практике в отношении российских туристов это правило не соблюдалось в связи с негласным указанием турецким пограничникам на паспортном контроле (по крайней мере в Анталье) пропускать российских туристов с меньшими сроками действия паспорта, вплоть до срока действия, совпадающего с датой окончания поездки. Объяснялось это естественным желанием властей привлечь турпоток российских граждан в страну.

В связи с этим российские туроператоры и турагенты ослабили контроль за сроками действия паспортов. И, что самое неприятное, регулярно предоставляли неверную информацию туристам, не предупреждали их о своевременной замене загранпаспортов. Так что, как говорят юристы, «при должной степени заботливости и осмотрительности» со стороны туроператоров и турагентов многих неприятностей можно было бы избежать.

Теперь о возврате стоимости путевки в случае аннуляции тура из-за недостаточного срока действия паспорта для выезда в Турцию. Некоторые туроператоры идут навстречу туристам, переносят сроки поездки, возвращают стоимость тура без удержаний.

Но уже поступают жалобы от турагентов о выставленных штрафах от туроператоров за аннуляцию поездок туристов из-за измененных визовых правил.

Исходя из закона «Об основах туристской деятельности в РФ», исполнителем услуг является туроператор, ответственность которого наступает в случае непредоставления услуг, входящих в турпродукт. В заявке на бронирование, направляемой туроператору, турагент в обязательном порядке указывает срок действия паспортов туристов. Формально, обнаружив препятствия для оказания услуг, туроператор не должен подтверждать возможность их оказания.

Подтверждая заявку и принимая по ней оплату, туроператор принимает на себя риск невозможности совершения туристом поездки из-за несоблюдения требований по срокам действия паспорта.

Из этого вытекает обязанность туроператора по полному возврату уплаченных за поездку средств без каких-либо удержаний, в том числе и фактически понесенных расходов.

Судебная практика по таким спорам также исходит из ответственности туроператора, при этом признает удержания с них каких-либо сумм нарушением прав туриста и применяет закон «О защите прав потребителей» со всеми вытекающими последствиями (штрафы, пени, неустойки), что существенно увеличивает размер взыскиваемых в пользу туриста денежных средств.

Проблема № 2. Выезд должников

Из года в год увеличивается количество вынесенных Федеральной службой судебных приставов (ФССП) постановлений об ограничении гражданам выезда из РФ из-за долгов. По информации ФССП на май 2014 года, по этой причине более 300 000 россиян не смогут выехать за границу. В некоторых случаях должники, которых «развернули» на границе, обращают свой гнев на турагентства – требуют возврата уплаченных за поездку средств, в том числе и в судебном порядке. Как защититься агенту?

– Закон «Об основах туристской деятельности» не относит сведения об ограничении прав граждан на выезд к информации о потребительских свойствах турпродукта или к перечню обязательной информации, которая должна быть предоставлена потребителю. Так что

информирование туриста об ограничении выезда за границу за непогашенные долги не относится к оказанию туристских услуг.

Чтобы избежать конфликтов на этой почве, целесообразно на сайте турагентства разместить информацию о необходимости туристам заранее проверить сведения о наличии ограничений на выезд из РФ в федеральной информационной базе ФССП России (www.fssprus.ru). Сведения о снятии ограничения на выезд появляются в информационной базе Пограничной службы, как правило, не ранее чем через две недели. Наличие на руках копии постановления об отмене ограничения на выезд не служит основанием для пересечения границы, поэтому важно все сделать заранее.

Кроме того, я бы рекомендовала внести в договор с туристом пункт, в соответствии с которым турфирма освобождается от ответственности перед ним в случае ограничения на выезд из РФ, наложенного на участников тура, и невозможности совершить поездку. Турист несет самостоятельную ответственность за возникшие в связи с этим негативные последствия.

  • Дела судебные
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
Тур с должком

Дела судебные

18/02/2020
Битва «Дельфинов», или Как туроператор отсудил свое имя спустя два года тяжб

Дела судебные

29/10/2019
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение