Какие подводные камни ждут российских пользователей сервиса
Американец по фамилии Пугачевски подал в суд на Airbnb за несоответствие описания квартиры действительности. В России таких прецедентов пока нет, но российские пользователи сервиса жалуются на невозможность забронировать размещённое на сайте жильё на желаемые даты. О подводных камнях популярного сервиса – в материале Дмитрия Васина.
Бабушкин вариант вместо лакшери
Нью-йоркский юрист подал в суд на онлайн-сервис бронирования жилья Airbnb и хозяйку квартиры, которую он через этот сервис снимал, сообщил портал Travel Mole 31 августа.
Кристиан Пугачевски заплатил более 9 000 $ за три месяца проживания в квартире бывшей модели Victoria’s Secret. На сайте Airbnb эта квартира имела пятизвёздочный рейтинг, в описании было сказано, что она «модная» и «современная». На деле, по словам Пугачевски, в помещении были повреждённые полы, грязные стены, сломанная мебель, ловушки для тараканов на видных местах и прочие «прелести» дотационного жилья.
В иске Пугачевски сказано, что Airbnb ввёл его в заблуждение своими проверенными фотографиями и описанием собственности, не соответствующим действительности. Юрист провёл в квартире всего одну ночь, после чего отменил бронирование и переехал к другу. Но Airbnb не вернул ему депозит в 3 000 $.
Побольше профита, поменьше ответственности
Airbnb (изначально Air Bed & Breakfast – «надувной матрас и завтрак») была основана в августе 2008 года в Сан-Франциско. Это онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Яркий пример так называемой sharing economy – экономики совместного потребления. Airbnb активно развивается и в России.
При регистрации на сайте сервис предлагает ознакомиться с условиями пользования. В них сказано, что Airbnb используется только для того, чтобы помочь хозяину жилья связаться со съёмщиком, не контролирует размещённый контент, законность оснований, на которых это жилье сдаётся, и насколько оно подходит для сдачи в аренду. Сервис также не несёт ответственности за поведение хозяев, съёмщиков и других пользователей сайта и в целом снимает с себя обязательства в максимальной степени, допустимой законом. В русскоязычной версии сайта эти условия перечислены на английском.
«Я сам пользуюсь Airbnb. Там есть услуга бесплатного вызова их фотографа для тех, кто сдаёт жилье. На фотографиях будет стоять штамп о том, что они сделаны сервисом. Но другое дело, что эти снимки могут устареть и уже не отражать действительности. Насчёт штрафных санкций за отмену бронирования – их может назначать сам владелец квартиры, и они могут быть довольно жёсткими. Иногда при отмене бронирования не возвращается ничего или максимум 50 % суммы. Кроме того, Airbnb всё равно удержит около 10 % независимо от санкций хозяина», – рассказал TourDom.ru Леонид Пустов, основатель сообщества Travel Startups в Facebook.
Примеры жалоб в рунете
О подобных судебных исках, поданных в отношении сервиса в России, редакции неизвестно. Однако в Интернете есть негативные отзывы об Airbnb.ru в связи с другими претензиями похожего характера: турист выбирает даты, вводит остальные параметры и получает квартиры в выборке. Но при контакте с хозяином выясняется, что эти квартиры на данные даты недоступны, а есть другие, намного дороже. Кроме того, предоплата взимается в размере 100 %, а не 30–40 %, как указано заранее.
Ещё туристы жалуются на то, что сервис отменяет по своему усмотрению предоплаченные брони, аргументируя это тем, что они кажутся ему «фальшивыми». Это происходит в последний момент перед заселением с обладателями неверифицированных (непроверенных) аккаунтов, на которых не размещены паспортные данные и видеообращение пользователя. При этом есть случаи, когда сервис денег не возвращает. Кроме того, пользователи жалуются на блокировку сервисом верифицированных аккаунтов в одностороннем порядке без объяснения причин.
Редакция направила запрос в пресс-службу компании с просьбой прокомментировать эти случаи. Ответ пока не пришёл.
Лучше всегда уточнять
Леонид Пустов советует всегда смотреть на рейтинги и отзывы о хозяине на сайте. Кроме того, важно, чтобы человек быстро отвечал на сообщения, которые прямо там можно отправлять. Если после бронирования он долго не отвечает, это верный признак того, что такую бронь лучше отменить.
А вот что рекомендуют новым пользователям Airbnb на сайте «Отзовик»:
«При выборе жилья важно обращать внимание не только на информацию о нём (есть ли утюг с феном или какой вид спального места вас ждёт), но и на профиль владельца. Как правило, вся информация о жилье есть в профиле на страничке Аirbnb, но порой фото и описание друг другу противоречат (например, на фото вы видите какой-то предмет, а в описании он не указан в наличии)».
«В некоторых квартирах присутствует такая вещь, как залог за сохранность имущества, и тут вам стоит быть готовым к тому, что после вашего выселения по жалобе хозяина за разбитую вазу или пятно на ковре с вас автоматически спишут 100–300 баксов. Это я утрирую, но такую вещь, как залог, стоит обговаривать до бронирования. Есть квартиры, в которых вам нужно будет доплатить за каждого последующего гостя, есть те, которые стоят больше в выходные и праздничные дни: все нюансы, в принципе, прописаны, но если вы ещё раз уточните этот вопрос с владельцем квартиры – будет только лучше».
Вопрос времени
Имея в виду всё вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что несоответствие глянцевой картинки реальной жизни встречается и на российских просторах. Возможно, и у нас предъявление претензии, аналогичной американской, всего лишь вопрос времени.
Компания Airbnb имеет офис в Москве. Но юрлицо, «ООО Эйрбиэнби Раша», согласно ЕГРЮЛ, которое по состоянию на февраль 2016 года находится в стадии ликвидации, принадлежит зарубежным хозяевам. Учредители – «Эйрбиэнби Холдингс Эл-Эл-Си», Соединённые Штаты, и «Эйрбиэнби Ю-Кей Лимитед», Соединённое Королевство. Это означает, что в суд подавать в случае чего, скорее всего, придётся в одну из этих стран на английском языке.