Какими последствиями может обернуться для массовых туроператоров конфликт между Россией и Турцией
После скандала с «Трансаэро» и трагедии в Египте остановка продаж на турецком рынке – это удар, способный оказаться для массового туризма финальным. Крупные туроператоры, для которых Турция была флагманским направлением, теперь как боксёры в нокдауне. Перед ними вопрос: надо ли вставать и продолжать этот бой? Если да, то какую выбрать тактику? Или уже, извините, не рыпаться?
На пляжах с боевиками
Со стороны российских властей звучат всё более жёсткие заявления. Сегодня, 26 ноября, информагентства цитируют Дмитрия Медведева: «Правительству поручено выработать систему мер реагирования на акт агрессии Турции в экономической и гуманитарной сферах». Для подобных ситуаций существует закон, который предусматривает набор специальных мер, напомнил премьер-министр и упомянул, в частности, о мерах воздействия на туристическую сферу.
Со своей стороны, парламентарии предлагают правительству комплекс санкций в отношении Турции. Так, депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов 26 ноября заявили: «Совершенно неприемлемой является ситуация, когда на турецких пляжах и в гостиницах российские туристы оказываются бок о бок с боевиками ИГ, проходящими лечение и реабилитацию в этой стране».
Понятно, что на таком фоне попытка возобновить отправку туристов в Турцию будет расцениваться как государственная измена.
Потеря самого ёмкого направления в аутгоинге для всех крупных игроков может создать непреодолимые проблемы – хотя бы потому, что без него оборотка падает до критически низких величин, и непонятно, как в этих условиях выполнять обязательства по кредитам. Что делать с лизинговыми самолётами? Имеет ли вообще смысл поддерживать капиталоёмкое производство в течение этой зимы, если новый летний сезон может обернуться только проблемами?
Группа «большие турки»
Согласно инсайдерской информации, поступившей 26 ноября в редакцию HotLine.travel, руководство российского Coral Travel в течение ближайших двух дней проведёт переговоры с материнской структурой в Турции о том, следует ли продолжать деятельность на российском рынке. Поскольку сам Coral ситуацию не комментирует, трудно судить о достоверности этих сведений. И в любом случае, руководствуясь общей логикой, можно предположить, что в ближайшее время резких движений со стороны туроператора не последует. Ведь до летнего сезона ситуация всё-таки может измениться.
Ещё один сигнал из кулуаров рынка: «Пегас Туристик» с новой силой устремился на внутренний рынок – активизировал переговоры о сотрудничестве с раскрученными отелями, продажу которых конкуренты уже поставили на поток в пакетном формате. Но если Турция и все турецкое – в опале, то каковы шансы «Пегаса» упрочить позиции на русской земле? «Он наверняка встретит сильное противодействие, – предполагают некоторые эксперты. – Соперники будут разъяснять в коридорах власти, что это неправильно – пускать на внутренние курорты «туроператора с турецким профилем», что Россию должны продавать свои».
Действительно, «турецкое» происхождение компаний, сам факт получения ими инвестиций из Турции в нынешней политический момент может оказаться новым фактором риска. Нельзя исключать, что в сложившейся ситуации они могут вызвать дополнительный прессинг со стороны государства. Причём, если пристрастные налоговые проверки стали для участников большого бизнеса привычными и не вызывают волнений, то внимание правоохранительных органов и тем более службы безопасности государства – совсем иной уровень опасности.
Впрочем…
…Не будем торопить события. Компании, получающие финансирование из Турции, вжились в российский турбизнес. Чаще всего их представляют местные топ-менеджеры, а они, со своей стороны, наладили контакты во властных структурах и заручились их поддержкой. И ещё один важный момент – сейчас именно в руках так называемых «больших турков», а это Coral Travel, «Пегас Туристик» и «Анекс Тур», сосредоточены максимальные объёмы турпотоков, к ним привязана подавляющая часть розницы. Санкции в отношении этих компаний могут привести к серьёзным последствиям, недовольству потребителей и банкротству массы партнёров из ритейла.
Учитывая и без того напряжённую обстановку в обществе, вполне вероятно допустить, что властные структуры не будут рубить сплеча.
P.S.: 26 ноября в конце дня с новым заявлениям по турецкой проблеме выступил МИД. «В связи с сохраняющимися на территории Турции террористическими угрозами подтверждаем рекомендацию российским гражданам воздерживаться от посещения Турецкой Республики, а находящимся там с личными целями россиянам рекомендуем вернуться на Родину», – отмечается в документе Министерства иностранных дел.