Своими мнениями о том, чего ждать от лета, 15 февраля поделились первые лица туроператоров – партнеров сети «ТБГ.Туристические бренды». Их разговор с агентствами состоялся в ходе двухдневной встречи в Подмосковье, которую в сети называют «выездом на дачу». И хотя это мероприятие в первую очередь корпоративное, прозвучавшие прогнозы касаются всей отрасли: мы публикуем самые интересные, на наш взгляд, фрагменты обсуждения.
Выездная конференция проходила 14-16 февраля в подмосковном отеле Les Art Resort в формате ток-шоу: сначала вопросы туроператорам задавала руководитель проекта Сеть ТБГ Татьяна Дмитрова, а затем – принимались реплики из зала.
Банкротств не будет?
Начнем с хороших новостей. Оптимистичным оказался прогноз Александра Цандекиди (Музенидис Трэвел) о ситуации на греческом направлении.
«Мне никогда не было так спокойно, как сейчас. Все прозрачно и понятно, не думаю, что сезон 2014 года будет уникальным и принесет нам неожиданные новости и извести», - эта фраза прозвучала в качестве вступления. По мнению г-на Цандекиди, ждать банкротств не следует.
«Будет обычный напряженный сезон, пул игроков определен, приходить и уходить никто не собирается. Не думаю, что кто-то обанкротится. Я со своей стороны готов успокоить – можно бронировать у всех, в этом году никто не уйдет».
Впрочем, чуть позже г-н Цандекиди признался, что тревожные сигналы на рынке все-таки есть. «Есть масса туроператоров, чьи цены абсолютно непонятны. Компаний 5-6 точно». Кроме того, беспокоит снижение качества туропродукта.
О «страшилках», Олимпиаде и холодном пиве
Впрочем, агентства со своей стороны вопросов про банкротства и не задавали. Их интересовало другое:
Оксана Тизяева («Элита ТТ»): «Можно ли спокойно покупать туры по акциям раннего бронирования, не опасаясь, что в дальнейшем туроператоры пересчитают их стоимость? Если заявка на 100% оплачена, то не потребуют ли потом доплат? Я понимаю, что все скажут нет, но хотелось бы увидеть глаза».
Этот вопрос попросили прокомментировать всех туроператоров. И все, действительно, ответили «нет».
«Есть на рынке страшилки, есть Олимпиада, все ждут что после нее будет еще хуже. А рубль уже и так уронили. Все ожидали, что будет девальвация после Олимпиады, но ее провели раньше» - отметил Тарас Кобищанов. Бояться по его мнению, стоит уже не последствий Олимпиады, а приближающегося Чемпионата миру по Футболу (с 12 июня по 13 июля). В этот период, как напоминает Тарас Кобищанов, многие мужчины прилипнут к телевизорам, а их жены «будут охлаждать для них пиво». Как следствие, этот фактор, понижающий спрос на туры, надо учитывать.
Забыть про элитарную Сардинию, узнать Катанию
Илья Иткин (PAC Group) начал с того, что ответил на вопрос: почему его компания не подписала открытое письмо в котором группа туроператоров фактически обвинила другую компанию, «Круизный Дом МК», в недобросовестной конкуренции – в том, что она работает, не имея прямых контрактов с поставщиками«Мы старались остаться в стороне, мы не подписали письмо, я не посчитал это этичным. Я могу говорить, что по линии нашей работы, когда мы представляем продукт MSC Cruises, то эта компания работала с нами как агент, они не позволяли себе ни демпинг, ни некорректные заявления о прямых контрактах», - сказал Илья Иткин. И признался, что ему вообще не нравится этот скандал и взаимные упреки: «круизная сфера работает без демпинга, мы все занимаемся развитием этой сферы. И так как в скандале оценить истину все равно никто не может, остается неприятный осадок».
Говоря о планах и ожиданиях на сезон, Илья Иткин рассказал, что несмотря на сомнения по поводу роста рынка выездного туризма в целом, на ряде направлений увеличение объемов вполне возможно. Это, например, Франция, и Сардиния.
«Я предлагаю забыть об элитарной Сардинии… Безусловно, останется прослойка людей, которая будет ехать в шикарные отели… Но мы не можем не считаться с активизацией массовых туроператоров (Пегас Туристик и Тез Тур) и поэтому выводим новый бюджетный продукт по Сардинии, рассчитанный на семейный отдых». – заявил г- Иткин.
Новостями и наблюдениями по Италии поделилась и Оксана Люлинцева («Данко»). Агентства заметили, что им не хватает продукта этой компании – все уже продано. Как выяснилось, компания целенаправленно придерживается такой тактики, предпочитая зарабатывать, а не наращивать объемы. Но прирост все же будет – с 22 марта расширяется перевозка. Кроме того, компания предожит новинку – туры в Катанию.
О «Трансаэро Тур» и самолетах «Трансаэро»
От компании «Трансаэро Тур» в ток-шоу участвовала Татьяна Плешакова, первый заместитель генерального директора. Это было ее первое выступление на мероприятии ТБГ, поэтому вызвало большой интерес и у агентств, и у операторов.
Татьяна коротко пояснила планы компании на турецком направлении (будет грузить 400 кресел в неделю), рассказала об усилении в Тунисе и Болгарии. И очень точно расставила акценты, отвечая на вопрос из зала: что будет с туроператором, если авиакомпания «Трансаэро» начнет испытывать трудности с парком из-за возможных ограничений на эксплуатацию подержанных самолетов?». На это Татьяна Плешакова ответила в том духе, что не уполномочена представлять авиакомпанию и может отвечать за туроператора. А у «Трансаэро Тур» опасений насчет смены партнера по перевозке не возникает.
Болгария – ждать передел
Тему перевозки продожил Дмитрий Шевченко (ICS Travel Group) Одна из определяющих тенденций предстоящего сезона – расширение ассортимента перевозчиков. «В этом году существенно сократилось присутствие Аэрофлота на массовых направлениях. Но увеличилось количество чартерных компаний, которые ранее массово не присутствовали: «Ямал», «Якутия», «Колавиа» и так далее. У агентств больше выбор – куда и на чем отправить клиентов».
Кстати, возможно, что возросшая конкуренция между этими и другими перевозчиками снизит у них желание ввести топливные доплаты. «Но тут мы заложники авиакомпаний», - признался Дмитрий Шевченко.
Провалы или, наоборот, рост спроса на отдельных направлениях, по его мнению, мало влияют на риски туроператоров, так как все основные игроки оперируют по большому количеству стран. Тем не менее, локальные переделы сфер влияния возможны. «Все будет зависеть от того, кто как выставил объемы. Вот, например, Болгария. Исторически на этом рынке присутствовали нишевые фирмы с большой долей билетного бизнеса. Но выходят крупные игроки, будет передел, но постепенный».
Впрочем, Ирину Петрову («Солвекс Трэвел») все это, похоже, волнует мало. Ответ на экспансию массовых туроператоров уже дан: «Мы расширили в Болгарии ассортимент, добрали все городки, все, даже самые незначительные!». Ну и не Болгарией единой… Компания ощущает рост интереса к отдыху в России «У нас плюс 30% по раннему бронированию», - отметила Ирина Петрова.
Metrojet – это вам не «Колавиа»
От компании TUI Travel к агентствам вышел Али Микаилов, руководитель отдела развития партнерской сети. Естественно, разговор был о перевозке. Агентства интересовались, выполнено ли обещание по увеличению межкресельного расстояния в боингах «Колавиа». Да и вообще – как дела? Выяснилось, что обещание выполнено и ожидания от перевозки самые позитивные.
«На данный момент Metrojet – новая марка Колавиа, там новые кресла, отличные расстояния. У нас пять ребрендированных самолетов. «Колавиа» не только поменяла название, но и поменялась внутри: руководство, инженеры, техники. Все сделано, чтобы не допустить повторения прошлогоднего сбоя».
Если заявка оплачена, то цена заморожена
Владимир Каганер, генеральный директор Tez Tour, прибыл на конференцию прямо из аэропорта и поделился впечатлениями от положения дел на рынке Казахстана. Падение национальной валюты там еще боле впечатляющее: на какое-то время потребительский рынок просто умер – магазины закрылись, все занимались пересчетом цен. В России, по мнению Каганера, такого не ожидается, но и на рост спроса тоже надеяться не приходится.
Естественно, было много вопросов. Один из главных – снова про возможные доплаты из-за скачков курса или других факторов. «Если тур на 100% оплачен – цена заморожена. Если нет – то могут быть доплаты», - пообещал Владимир Каганер.