…и может ли оно вдохновить на путешествие
В Вологодской области России в ноябре прошел Фестиваль туристического кино. Его главная цель – повысить привлекательность страны и вызвать желание путешествовать. Корреспондент HotLine.travel Елизавета Смолякова выяснила, что там показывали.
Киносвидание с Россией
Четких критериев туристического кино устроители вологодского фестиваля не дают. Понятно, что это не фильмы в стиле National Geographic, хотя документальные ленты занимают центральное место в программе конкурса. А еще игровое, анимационное кино или телевизионные программы. Всех их объединяет одна задача – пригласить зрителя на «Свидание с Россией». Это и есть название фестиваля, который проходит уже 10 лет.
В шорт-лист, например, попали картина «Двое» о выживании супругов в глухой сибирской тайге, драма «Потерянный остров» о заброшенном на Дальний Восток столичном журналисте, картина «Не чужие» о жизни в российской глубинке и еще четыре фильма о природе.
Кино как туристический продукт
Бесспорно, успешная картина – это мощный стимул для привлечения турпотока. Поклонники кинематографа готовы тратить большие деньги и преодолевать тысячи километров, чтобы увидеть места съемок любимых фильмов. Как тут не вспомнить Дубровник, он же Королевская гавань, который едва выдерживает натиск фанатов «Игры престолов». Или – из недавнего – лестница в Бронксе, на которой танцевал Джокер. Теперь это место культурного паломничества, хотя раньше район считался едва ли не опасным. И таких примеров, когда кино становится отправной точкой туризма, много.
Кадры из фильма «Игра престолов»
В советском кинематографе, пожалуй, самый яркий – это «Бриллиантовая рука»: редкий гость Баку не фотографируется на улочке, где с фразой «Черт побери» поскальзывались герои фильма.
Кадры из фильма «Бриллиантовая рука»
Трубчевск остался незамечен
Туроператор TUI Россия – один из спонсоров российского конкурса – тоже считает кинематограф эффективным инструментом популяризации путешествий. Но ключевое здесь – «успех». Взять, к примеру, победителя фестиваля в номинации «Игровое кино» – фильм «Однажды в Трубчевске».
В центре сюжета – адюльтер в маленьком городке Брянской области. По сути, вместо Трубчевска мог быть любой другой провинциальный город – география в фильме практически не обыгрывается. И хотя картина участвовала в Каннском кинофестивале и вышла в российский прокат, ее мало кто заметил. По данным портала «Кинопоиск», фильм демонстрировался чуть более месяца лишь в 11 кинотеатрах и собрал менее 500 тысяч рублей. Так что едва ли город ждет наплыв туристов, как это было с Териберкой, где Звягинцев снимал «Левиафан», или Петербургом Балабанова.
Еще пример: в номинации «Россия многогранная» победила документальная лента с говорящим названием «Прощай, немытая Россия». Но о чем он, так и не удалось узнать – в открытом доступе нет ни самого фильма, ни его описания.
Получается, что Россия на рынке кинотуризма практически не представлена. Мы почти не производим фильмы, в которых место действия способно запомниться зрителям так же сильно, как игра актеров.
Хотя у России есть для этого все активы – разнообразная природа, исторические локации. Теперь есть даже свой Фестиваль туристического кино, кстати, с международным статусом. Но если посмотреть на географию киносмотра – то в нем участвуют всего пять стран, включая Россию. А прокат фильмов в районных центрах, пускай и бесплатный, мало что дает для привлечения туристов. Так что сейчас кинотуризм в России, скорее, удел одиночек-энтузиастов, но никак не массовый тренд.
А какой фильм вдохновил на путешествие по России вас?