Где я буду молиться?
Башир Марзиев, директор по маркетингу Asian Overland, Малайзия
Я впервые на «Отдыхе». Выставка мне понравилась, я даже не ожидал такого. Все очень достойно. Видно, что Россия в этой сфере уже догнала Европу. Единственное, из-за чего есть дискомфорт, - слабый WiFi, устроителям надо решать эту проблему.
Мы рады, что интерес к малайскому стенду здесь достаточно высокий. Россия для нас – на первом месте по численности клиентуры, причем 99% гостей бронируют отели 4-5*. Готовимся к сезону, и один из главных вопросов сейчас – будет ли на направлении прямая перевозка. В прошлом году «Трансаэро» летала к нам из Москвы, я сам встречал первый рейс, он был полный. Но сейчас нет уверенности в том, что авиакомпания возобновит полеты. Тогда останутся только стыковочные варианты, и это будет сдерживать развитие бизнеса.
Знаете, я жалею о том, что не получается наладить отправку малайцев в Россию. Я ведь россиянин, и я хочу, чтобы туризм приносил деньги в нашу страну, а не только выводил их за границу. Но есть две проблемы. Во-первых, сложная визовая процедура. Чтобы получить разрешение на въезд в Россию, малаец должен заполнять множество бумаг, ходить в консульство, ждать или платить 200 долларов визовым посредникам. А во Францию или в Англию он может въехать без визы на три месяца. Я не понимаю, почему так. Тем более что российским гражданам ставят визы по прибытии в аэропорту Малайзии.
Вторая проблема. Если вы предложите малайскому туристу побывать в России, он спросит: «А есть там рестораны, где подают халяльную еду, пригодную для мусульманина? И самое главное: где я буду молиться?» Вопрос с едой решаемый, а вот комнаты для молитв в России отсутствуют – и в аэропортах, и в других общественных местах. (Кстати, знаете, о чем обычно русские спрашивают в первую очередь? «Где я могу в этой стране купить спиртное?»)
Так что с туризмом из Малайзии в Россию все сложно. Но многие малайцы хотят здесь учиться. Получают на это от государства порядка $10 тыс. – тоже неплохой бизнес для нашей страны. Как вы считаете?
Они убежали. Так и напишите
Джозеф Перейра, генеральный представитель в Российской Федерации Aitken Spence Travels, Шри Ланка
Выставка тихая, как никогда. Я на «Отдыхе» бываю постоянно, так что мне есть с чем сравнивать. Смотришь вокруг, и сразу понятно, что происходит на рынке: на нем остаются только более или менее крупные компании, мелкие и даже средние уходят – они не выдерживают нынешнего финансового климата.
В новый сезон смотрю без оптимизма – турпоток из России в Шри-Ланку будет падать. В прошлом году он сильно вырос – на 40%, потому что закончился терроризм, страна стала чудесной. Очень дорогой? Да, вы правы. Начальники отелей повысили цены – тоже процентов на 40. И все равно российских туристов поехало больше, потому что в том сезоне появился прямой рейс «Аэрофлота», туроператоры взяли на нем блоки и старались продвигать направление. Но теперь они все отказались участвовать в этой программе. Только Tez Tour написал заявление на 60 кресел. А «Мальдивиана» и остальные убежали. Да-да, они убежали, так и напишите. Негативно. Я понимаю, если бы они обанкротились, тоже было бы плохо. Но…
Прямого рейса теперь не будет, остаются только стыковочные перелеты. И на такой турпоток, как в прошлом году, уже рассчитывать нельзя. Гостиницы все-таки начали снижать цены, особенно на высокий сезон. Присылают SPO. Но все это без удобной и доступной перевозки будет работать слабо.
Кредит прикрыт
Дюк Тан, региональный директор Focus Travel, Вьетнам
Я уже 10 лет работаю в этом бизнесе и могу сказать, что в последнее время турпоток из России во Вьетнам растет очень бурно. Наша компания наращивает объемы в три-четыре раза за сезон. Отелей не хватает – гостиничная индустрия тоже растет, но не так динамично. Нет, резкого подорожания не будет – цены в сезоне-2012/13 повышаются на 7-10%, не больше .
Причина увеличения турпотоков состоит в том, что нашу страну стали продвигать крупные российские туроператоры. Но между ними идет очень острая конкуренция. Некоторые уже обанкротились и остались должны нашей компании. И среди оставшихся есть такие, у кого дела идут сложно. Мы это видим – они отправляют нам туристов, а деньги за них перечисляют с опозданием, потихоньку. Говорят, во всем мире кризис, но на западных рынках такого нет – туроператоры из США, Англии платят вперед, очень аккуратно.
Возможность новых банкротств в России создает стресс. Мы стараемся себя обезопасить, меньше работаем с туроператорами в кредит, с кем-то даже сокращаем сотрудничество. Тем не менее, Россия остается для нас очень важным рынком.
Отказ на Шанхай
Олег Ван, заместитель гендиректора Shanghai Airlines Tours, Китай
Наша турфирма - дочерняя структура авиакомпании China Eastern и мы здесь для того, чтобы продвигать Шанхай. Это крупнейший деловой центр Китая, отсюда можно делать комбинированные туры в регионы, привлекательные своими историческими и культурными достопримечательностями. Но у нас есть проблема – перевозка из Москвы в Шанхай слишком дорогая. Порядка 800 долларов в обе стороны, в то время как за те же деньги можно купить бюджетный тур в Санью. Дело в том, что в этот пункт и в другие аэропорты Китая летает множество авиакомпаний, там очень развита конкуренция. А на шанхайском направлении есть работают только два российский национальный перевозчик и China Eastern. Причем «Аэрофлот» летает семь раз в неделю, а China Eastern – только три раза. Недавно наша авиакомпания обращалась в Росавиацию с просьбой увеличить количество рейсов, но получила отказ. Как я понимаю, ваши власти защищают интересы «Аэрофлота», он не хочет соперничества.
Цена дикаря
Вячеслав Старостин, гид компании Minar, Индия
Направление сейчас на подъеме. Этому способствуют проблемы в Египте – многие клиенты выбирают Гоа вместо Хургады и Шарм-эльШейха. Правда, не все уезжают довольными – отдых в Индии имеет свою специфику, а люди настраиваются на привычный египетский сервис. Правда, в Гоа есть отели, которые работают по системе all inclusive – в том числе несетевые. Но российские туроператоры их, видимо, мало знают и почти не продают.
Вместе с туристическим трафиком растет и поток диких туристов. Это для всех проблема, государство пыталось ее решить – года два назад вводило визовые ограничения. Но потом все снова упростилось: лучше пропустить дикарей, чем создать проблемы благонадежным туристам. Вчера говорил с человеком из «ВИМ-авиа». Вы знаете, в какую сумму обходится доставка на родину россиянина, у которого нет денег и просрочена виза? $ 3 тыс. штрафа и стоимость билета. По закону, это ответственность перевозчика. Хотя есть и другой вариант: вместо штрафа – три месяца заключения.
Полетят головы. Месяца через два
Сирак Мурадян, владелец Al Khalidiah Tourism, ОАЭ
На этой выставке меня просто разрывали на части… Столько разговоров о покупке Space Travel! В конце концов, кого это касается? Если бы я, предположим, купил новую машину, - ведь мое личное дело, правда? Будем строить бизнес полного цикла – свой прием, своя отправка, так делают все лидеры мирового рынка. Я считаю, это оптимальный формат.
Что будет в сезоне? Головы полетят, месяца через полтора – два. Посмотрите, что делают российские туроператоры. Один только «Пегас Туристик» заявляет 21 самолет в неделю. У Coral Travel тоже очень большие планы. А цифры, которые называет «Библио Глобус», - это просто что-то беспрецедентное.
Даже если не все будет реализовано, турпоток все равно продолжит расти. Отельеры в эйфории. Но рост цен пока умеренный – 5-15%. Хотя в сезоне, если спрос окажется очень высоким, многие объявят stop sale по контрактам и начнут по продавать номера по ценам rack rate. Обычная практика.