В этот раз сентябрьский «Отдых» оказался урожайным на интригующие темы, о которых стало известно прямо по ходу дела. Нам оставалось только собрать комментарии. Часть мнений по просьбе экспертов публикуется на условиях анонимности.
Про возможную сделку «Трансаэро» и «Южного Креста»
Реплики туроператоров
«Пожалуй, главная тема выставки. Я не думаю, что Плешаковым действительно нужен тот туроператор, о котором все говорят. На туристическом рынке сейчас сложно заработать, а игроки по Греции вообще понесли летом серьезные финансовые потери. Греки считают, что авиакомпания хочет получить прибыль с двойной сделки: по сути, стать посредником в передаче этого игрока «Библио-Глобусу». Возможно, это слухи, но слишком много разных источников говорят одно и то же».
«Мне и в другие компании звонят люди из Beleon Tours, наводят справки о финансовом состоянии «Южного Креста». Но «Белеон» с ним уже год как не работает, это главный принимающий партнер «Библио-Глобуса» в Греции. В свою очередь, «Южный Крест» расстался с греческой принимающей Le Grand, причем не просто так. Каким образом теперь Кузнецов будет работать с некоторыми греческими отелями, получит ли прямые контракты – непонятно. Но игрок такого масштаба не может терять объемы. «Библио-Глобус» же, в свою очередь, за два года работы по Греции выбился в лидеры направления. Похоже, «Южному Кресту» нужно партнерство с ними. В какой форме – это уже вопрос».
«Вообще, конечно, тут слишком много непонятного, поэтому о сделке, если она состоится, лучше рассуждать уже постфактум. Но я уверен в одном: передела рынка в пользу «Южного Креста» не будет. Кто мешал Плешаковым дать преференции «Трансаэро Туру» и вывести эту компанию в лидеры? У их на это деньги есть. Но, очевидно, нет желания. Да и потом не ради преференций все это делается. Так что мы останемся в шоколаде и будем дальше пользоваться «Трансаэро» в тех объемах, которые нам требуются».
Про уход Песковых из TUI ВКО
Туроператор: «Песковы правильно сделали, что ушли. Даже если это произошло против их желания, им теперь всяко будет поспокойнее. А вообще их уход – это судьба большинства купленных иностранцами игроков. Думаю, что ВКО сократит объемы. Такое уже было и с Mostravel, и с «Мегаполюс турс». «Асент Трэвел» тоже стал вести себя более осторожно. А помните ITS и его проект «И-Турс»? Он и вовсе ушел с рынка. Купили бы нас, тоже бы секвестировали объемы».
Руководитель крупного туроператора: «ВКО и Mostravel объединят. Хорошо это или плохо для них? Не думаю, что суммарные позиции обеих компаний окажутся утрачены. Да, риски будут минимизированы, возможно уменьшение квот по ряду направлений. Рабсон Мамедов и команда покинут Mostravel, могут быть и другие увольнения. В то же время, Mostravel заключил новые эксклюзивные договоры в Египте, так что позиции TUI в России даже укрепляются».
Про грядущие поправки к Закону «Об основах туристской деятельности в РФ»
Руководитель отдела по работе с агентствами туроператорской компании: «Вопросов больше, чем ответов. Примут ли осенью законопроект, и действительно ли он оставит турагентам возможность работать только от имени и по поручению туроператоров? Если да, то как изменится схема работы? Брать ли депозиты с партнеров? Предположим, туроператоры введут депозиты. Но кому их понесут турагенты? Непонятно. Надежность поставщика просчитать почти невозможно, а значит, во многом будут играть роль личные предпочтения и симпатии. При этом почти все ругают «крупняк», за исключением разве что «Корала» и «Анекса» – говорят, что с ними за последний год стало работать легче. Конечно, если почитать комментарии к новостям «ТурДома» и разные форумы, то грязь агенты льют на всех операторов. Но наверняка некоторые гости форумов, особенно незарегистрированные, выполняют работу по заказухе».
Представитель другого туроператора: «Кто лоббирует законопроект в нынешнем виде? Те, кому нужно похоронить более мелких конкурентов. То есть крупные игроки рынка. Все законы кем-то лоббируются: законопроект не может появиться, если его никто не предлагает. Депутаты к туризму никакого отношения не имеют, стало быть, за ними стоят участники рынка. Те поправки, за которые борется АТОР, скорее всего, не пройдут, потому что крупнейшие участники самой ассоциации в них не заинтересованы. В итоге на рынке останутся 10 туроператоров, остальным этот бизнес окончательно перестает быть выгодным».
Про туры в ОАЭ за 100 долларов
Андрей Зорин, генеральный директор компании UNEX: «В ОАЭ будет больше чартеров, чем когда-либо. Один только «Пегас» ставит рейсы из девяти регионов. Все, кому не лень, увеличивают объемы, потому что на Египте не заработаешь. Но ведь ОАЭ не Египет, там нет пакетов с all inclusive за 500 долларов!
Кроме того, все теперь скупают блоки в отелях, коммитменты. Целые отели выкупают! Значит, задешево будут продавать не только билеты, но и номера. Хорошо еще, что это происходит в Шардже, Фуджейре, а не в Джумейре. Потому что в Джумейре просто не дают никому коммитменты.
Туры будут продавать за 100 долларов, как только сезон начнется, с конца ноября. Готовьтесь…»
Анна Арутюнова, директор департамента ОАЭ «Арт-Тур»: «Не хочется, чтобы Дубай из-за переизбытка перевозки терял статус такого дорогого и красивого направления. Не очень приятно, когда звонят агентства и просят комиссию 35%. Демпинг портит рынок, портит клиентуру. Приезжают туристы, которые не платят за пиво…»
Представитель дубайской принимающей компании: «Да, чартеров будет нереально много – из Москвы и регионов. Но это ведь хорошо, потому что будет больше туристов. Да, цены будут падать. Но это плохо для туроператоров, они потеряют свою прибыль. А мы-то выигрываем!»
Топ-менеджер туроператора, вышедшего на направление в прошлом году: «Мы не будем лезть в эту бойню. Нет, конечно, с направления не уходим и прошлогодние умеренные объемы сохраним. Но не более того. В частности, «рубилово» в регионах – не наш путь. Явный перебор с перевозкой, направление превращается в дешевую массовку. Непонятно, как на этом зарабатывать и, главное, зачем. Все просто посходили с ума».
Про войну туроператоров за Латинскую Америку
Туроператор: «Горячий предстоит сезон. Думаю, Куба и Доминикана будут «закрываться» хорошо, потому что спрос на них растет, выходят крупные игроки, которые мощно вкладываются в рекламу. С Мексикой сложнее. Ее все рекламируют тоже, но все же Канкун и Ривьера Майя – не самые интересные места в стране, за меньшие деньги более качественные пляжи можно получить в Доминикане. А мексиканская «экскурсионка» – это Мехико, 2 тысячи километров от Канкуна, причем перелет дорогой. Мы продолжим делать главную ставку именно на Мехико, пусть и стыковочными рейсами».
Другой туроператор: «Мы снимем хорошие сливки с Карибов. Сейчас нет ни Онищенко с холерой, ни ожидаемых ураганов. Доминикана вполне выдержит свои семь рейсов из Москвы в неделю – лето было гораздо лучше прошлого, и задел на осень хороший.
Надеюсь только, что «Боинг-777» «Пегаса» не полетит из Новосибирска в Доминикану, потому что это «поджарит» направление. Полетное время составляет 15–16 часов, то есть посадка все равно будет. Где? В Москве? Тогда зачем ставить на направление такой лайнер? Проще было бы возить им туристов во Вьетнам, Таиланд.
Мексика, возможно, станет «подгорать», особенно в январе-феврале, хотя, учитывая растущий интерес туристов к направлению и Латинской Америке вообще, не исключаю и необходимости покупать дополнительные билеты. К слову, гостиничная база в стране очень хорошая, лучше доминиканской. А что касается экскурсий – да, Мехико от Канкуна далеко, но рядом с ним Юкатан, где жили майя».