Личный опыт турагента
В редакцию HotLine.travel позвонил руководитель турагентства, который пытается понять, почему Ростуризм накладывает ограничения на формирование туров в Египет с перевозкой через третьи страны, считая перелет в Шарм-эль-Шейх и Хургаду опаснее, чем переезд из Каира на автобусах. Чтобы прояснить ситуацию, он сам приобрел тур у казахского туроператора, съездил на египетский курорт – и теперь у него вопросов к регулятору ещё больше, чем прежде. Мы публикуем этот «крик души» без купюр.
Рассказывает директор челябинского турагентства «Мега-тур» Олег Ежков:
«После того как Владимир Путин подписал указ о возобновлении авиасообщения с Египтом, по сути, запрет для туристической отрасли тоже перестал действовать. Пока полеты разрешены только в Каир, добираться до курортов туристам предлагается на автобусах. Но это же долго, дорого и неудобно! Особенно нашим клиентам в Челябинске – им придется еще и до Москвы сначала долететь. В общей сложности только дорога обойдется им в 35 тысяч рублей. И превратится в маленький ад – все эти стыковки, переезды… Между тем от нашего города – всего 300 км до казахского Костаная, где местные туроператоры предлагают пакетный тур за такую же цену – 35–40 тысяч в отель 5* на человека за 10 дней. Так почему бы не воспользоваться таким вариантом, раз принципиального запрета для массового туризма из России в Хургаду и Шарм-эль-Шейх больше нет? Я решил проверить этот маршрут на собственной шкуре и поделиться впечатлениями.
Тур я купил у казахского туроператора Selfie Travel. Собственную цепочку из Костаная он поставил в том числе с расчетом на туристов из России. Почему нет? Жители Казахстана часто летают через Екатеринбург или Челябинск на зарубежные курорты – никто им этого не запрещает.
До аэропорта я вместе с другими туристами из Челябинска добирался на микроавтобусе Pasazhir.kz. Самое интересное, что всех нас забирали прямо от дома. Очень удобно! При том что цена вопроса – всего 1 тыс. рублей с человека! У нас до Кольцово поездка выйдет дороже.
Границу прошли буквально за 30 минут, вся же дорога от дома до аэропорта заняла около 4,5 часов. Впрочем, из разговоров водителей я слышал, что проблемы на пограничном пункте бывают, особенно ночью, когда через него проходят и сразу же возвращаются обратно те, у кого заканчивается срок разрешения пребывания на территории РФ.
Аэропорт Костаная небольшой, рассчитан в первую очередь на внутренние линии, мест для сидения крайне мало. Эти небольшие неудобства с лихвой компенсировали плюсы перевозчика. У многих существует какое-то предубеждение относительно авиакомпаний Центральной Азии, однако у меня остались самые положительные впечатления от Sunday Airlines (дочка SCAT).
На борту Боинга-757 5,5 часов полета прошли очень комфортно – поразило доброжелательное отношение персонала в самолете: все знают русский язык, общаются очень приветливо. Борт был полный, причем выяснилось, что кроме нас там оказались и другие граждане России.
В аэропорту Шарм-эль-Шейха сразу заметны изменения: если два года назад сразу можно было пройти к выходу, то теперь всем приходится проходить через сканер, а багаж пропускают через интроскоп. Само здание аэропорта обнесено кирпичным забором – раньше на некоторых участках было только проволочное заграждение.
В городе видно, что усилены полицейские посты. При заезде в отели проводятся проверки – во многих установлено оборудование для просвечивания багажа. Экскурсионные автобусы сопровождают сотрудники полиции, чего раньше не было.
Из разговоров с гидами я узнал, что теперь приехать на работу в Шарм-эль-Шейх стало крайне сложно – по два-три месяца человека проверяют спецслужбы, выясняют, не было ли у него приводов в полицию и т. д. А за любую провинность – высылают с территории курорта без права нового трудоустройства. Ни в Каире, ни в Хургаде ничего подобного, кстати, нет.
Я жил в комплексе Domina Coral Bay – там безопасность всегда была на высшем уровне. Это как бы мини-курорт в Шарм-эль-Шейхе, на котором есть всё: и больница, и торговый городок и, конечно, рестораны, бары, клубы – за территорию при желании можно вообще не выходить. Последствия запрета полетов из России заметны – гостиницы заполнены только на 60–70 %. Однако не стоит забывать, что в конце января в Египет уже не так активно едут – там сильные ветра, низкие вечерние температуры.
Я проехал по нескольким отелям и увидел, что отдыхающие – преимущественно граждане Украины, Казахстана, хотя есть и туристы из Германии, Бельгии. Несмотря на сложившиеся в последнее время стереотипы о напряжении, возникающем между россиянами и украинцами, ничего подобного я не ощутил. Большинство говорит на русском языке, относятся дружелюбно. Гуляя по Наама-бэй (туристическая улица, тянущаяся до побережья. – Ред.), я постоянно слышал русские песни, видел всё те же таблички, написанные по-русски. Все работники – гиды, аниматоры, массажисты – тоже общаются с гостями, приехавшими из стран СНГ, на русском языке.
Что касается сервиса, то, на мой взгляд, его уровень даже повысился. По прилете нас встретила компания Nefer Tours. И честно скажу, их работа приятно удивила – они буквально тряслись над каждым туристом, мгновенно решали любые вопросы, помогали во всем. Вероятно, раньше египтяне были немного избалованы спросом. Теперь им приходится бороться за возвращение потоков, они стали более предупредительными и внимательными. И на улицах и пляжах уже никто не хватает за руку, не навязывает свои услуги и товары, как это было прежде. Питание в отелях, на мой взгляд, осталось на прежнем уровне. Я проинспектировал разные гостиницы – от «Катаракта» до «Дессоле» – везде очень вкусно и разнообразно.
Подводя итог, скажу: позиция регулятора мне в принципе непонятна. Организованный туризм в Египет был под запретом, но самостоятельно все эти два года россияне могли летать туда – и летали – сколько душе угодно. Где логика? Чем, по мнению руководства Ростуризма, такая поездка безопаснее сформированного тура? И чем полет со стыковкой на Turkish Airlines более надежен, чем прямой рейс из соседнего Казахстана? Почему восьмичасовая поездка на автобусе из Каира им кажется сейчас более разумной с точки зрения безопасности? Туристы же не на бронированных машинах по пустыне будут ехать. Если уж мы пытаемся от каких-то происшествий их застраховать, то давайте по-честному!
И еще один вопрос: почему российские власти так усиленно занимаются вопросом безопасности наших туристов в Египте, но совсем не обеспокоены ситуацией в той же Турции, куда следующим летом полетит столько чартеров? А ведь там идут боевые действия, и что может произойти к лету, вообще неизвестно. Складывается ощущение, что все решения обусловлены вовсе не заботой о безопасности туристов из России, а исключительно политическими вопросами».