В последние годы круизы по Волге стали необычайно популярны. Что в этом виде отдыха привлекает туристов, почему путевки стремительно раскупаются, какую сумму надо закладывать в бюджет, как устроена жизнь на лайнере? Обо всем по порядку – в этой статье.
От «винтажных образцов» до высоких технологий судостроения
В России десятки судоходных компаний, устраивающих турне по рекам и водохранилищам, так что выбор есть. Туристов по Волге и ее притокам катают «Водоходъ», «Мостурфлот», «Созвездие» и другие. Навигация длится, как правило, с мая по октябрь.
На маршруты по Золотому кольцу и между Москвой и Санкт-Петербургом ставят 3–4-палубные теплоходы вместимостью около 200 человек, построенные в 70–80 гг. прошлого века в странах соцлагеря. Некоторые «винтажные образцы» уже не соответствуют принятым представлениям о комфорте, в других прошло обновление, а то и полная реконструкция.
Есть и передовые лайнеры, произведенные в наше время. Например, гордость «Водохода» – «плавучая гостиница» «Мустай Карим» на 322 места, спущенная на воду в 2019 году. Компания позиционирует судно как образец инженерной и дизайнерской мысли. Одна из отличительных особенностей – в большинстве кают панорамные окна для лучшего вида, они выходят на реку, а не на палубу, как у типовых речных судов.
Стоимость путешествий зависит от класса судна, типа каюты и продолжительности маршрута. Если рассматривать обычный 3–4-палубный лайнер после реновации, то шестидневная поездка с трехразовым питанием и экскурсиями обойдется в среднем не менее чем в 120–130 тыс. руб. на человека. Трехдневная прогулка, например, по маршруту Москва – Углич – Мышкин – Москва будет стоить от 100 тыс. руб. Цена круизов на более простеньких теплоходах ниже, но не кардинально.
При покупке путешествия важно не прогадать с выбором каюты и заранее настроиться на то, что ее площадь меньше гостиничного номера. Так, стандартная одноместная каюта занимает 7,2 кв. м, двухместная – 10 кв. м, трехместная – 11 кв. м.
Сложился стереотип: чем выше выбрать палубу, тем лучше – больше воздуха и вид красивый. Но с этим можно поспорить. На третьем и четвертом уровнях – активное движение, там обычно прогуливаются пассажиры, придется держать шторы закрытыми. А по главной (второй) палубе никто не ходит. Кроме того, она удобна для пожилых людей – не надо каждый раз после возвращения с экскурсий подниматься по лестнице, ресепшен рядом. Если для пассажира важней всего, чтобы каюта была просторной, ему рекомендуют рассмотреть люкс, но их число ограничено, и все они находятся на третьей палубе.
Бронируют круизы заранее, иногда за год до начала путешествия, чтобы подобрать под себя все параметры и сэкономить за счет акции раннего бронирования. К началу круиза свободных мест зачастую уже не бывает.
Если сравнивать речные круизы с морскими, то это по сути два разных видах продукта. Преимущество речного круиза – доступность: никаких виз и долгой дороги до лайнера, организационно все намного проще. Зато и охват географии у типичных речников совсем не тот, об инновационности лайнера можно забыть, как и о вариативности гастрономии и развлечений.
Радионяня, омлет как в детстве, и чаевые не обязательны
В июле этого года СЕО «ТурДома» Татьяна Дмитрова побывала в круизе по Золотому кольцу на лайнере «Fun&Sun Cruise Нижний Новгород» «Водоходъ». Маршрут: Москва – Углич – Ярославль – Тутаев – Рыбинск – Калязин – Москва. В телеграм-канале «Крыша ТурДома» Татьяна регулярно публиковала путевые заметки. Будем опираться на них, чтобы добавить деталей о быте и устройстве жизни на речных круизах.
Публика на теплоходе особая. Многие туристы – опытные «речные волки», они прекрасно понимают формат поездки и специфику таких путешествий. Главный посыл для них – увидеть незнакомые доселе уголки своей страны, погрузиться в историю, переключиться, отдохнуть от суеты, насладиться прекрасными видами природы средней полосы России.
Как только лайнер покидает порт, жизнь на нем начинает бурлить. Туристы от мала до велика с радостным воодушевлением вовлекаются в мероприятия. Как правило, это самодеятельность и интерактив – людей приглашают спеть под гитару, принять участие в квестах, конкурсах, поиграть в настольные игры, поучиться рисовать, заняться йогой, танцами. Организаторы стараются во всё, что можно, внести русский колорит. Не удивляйтесь, если вас будут развлекать частушками и предложат класс по латиноамериканским танцам а-ля рус.
Мнение о том, что в круизы ездят только бабушки, устарело. Публика на лайнере очень разная, в основном семейная, немало детей, есть тинейджеры, много активных женщин 50+.
На «Fun&Sun Cruise Нижний Новгород» предусмотрен клуб TOUCAN, где родители могут оставить ребенка даже во время стоянки, пока сами отправились на экскурсию. Продуманы развлечения и для подростков, помимо этого, их активно задействуют во время мероприятий.
Особая фишка речных круизов – судовое радио, когда по громкой связи туристам сообщают о программе дня, подробно рассказывают об истории близлежащих мест, напоминают о скором прибытии в пункты назначения. А по вечерам судовое радио становится «радионяней» – с выражением, приятным голосом читает сказки.
Организация питания – важный маркер сервиса на лайнере. Вкус шеф-повара необязательно совпадет с вашим. Но, по отзывам, туристам нравится, как их кормят. Особенно тем, кто помнит, какой в санатории или в школьной столовой раньше давали омлет – пухлый, немного водянистый, с отслаивающейся тонкой корочкой. Таким омлетом на лайнере завтракайте хоть каждый день. И не только им, конечно. В меню есть и сырники, и каша, и сосиски, и картошка. Овощи, сыр, колбаса, сладости. А еще официанты предлагают бокал просеко. Можно сказать, набор мечты для среднестатистической российской семьи. На завтраке туристы делают заказ блюд на обед и ужин следующего дня, выбирают алкогольные напитки – вино красное, вино белое.
Стоит отдельно отметить официантов – они как на подбор дружелюбны, приветливы. Если видят, что гости чем-то недовольны, искренне пытаются помочь. Вообще, атмосфера во время круиза домашняя. Может быть, это определяется небольшими размерами лайнера. Вместительность Fun&Sun Cruise – две сотни человек. На таком компактном судне люди часто пересекаются, узнают друг друга, знакомятся, общаются. Персонал с туристами «в одной лодке», все внимание уделяет гостям. И работу с такой спецификой наверняка выбирают люди, которые любят других людей.
Комплексное переоборудование кают и общественных помещений лайнера произошло в 2018–2019 годах, он чистый, аккуратный. Клининг в номерах не вызывает нареканий – всё вовремя и вполне соответствует гостиничным стандартам. Перед сном в каюты кладут шоколадки и программу предстоящего дня.
Еще из примечательного – речники не навязывают пассажирам излишнюю дополнительную монетизацию. На чаевые персонал не намекает. Все главное входит в стоимость, основные обзорные экскурсии тоже включены, можно записаться и на платный маршрут, но его тематика, скорее всего, будет узкой, для интересующихся каким-то аспектом истории или быта. На борту по определенным часам включают кофемашину и бойлер, в баре бесплатно дают кислородный коктейль и фиточай.
И все же самое яркое впечатление во время круиза по Волге – это то, насколько быстро и при этом основательно человек переключается в режим умиротворения, созерцания, внутреннего порядка. Многие пассажиры любят проводить время на открытых палубах, наблюдать за прохождением шлюзов, разглядывать берега или просто смотреть вдаль. Рассказывают, что сон во время круиза налаживается и потом долго еще нервная система держится в гармонии.
Если гид как любимый учитель истории
Экскурсионная программа – ключевая составляющая речного круиза, ее качество во многом определяет общее впечатление от путешествия. Организаторы составляют маршрут так, чтобы в первой половине дня высадить туристов на берег, а вечером вновь собрать их на борту.
Гидов для групп туристов набирают из числа местных специалистов. Эти люди не только владеют информацией об истории своего края, но и чаще всего имеют в распоряжении различные уникальные артефакты, иногда семейные реликвии.
Во многих городах, особенно малых, можно встретить невероятно талантливых экскурсоводов. Они увлечены своим делом, преподносят материал так, что на протяжении 1,5–2,5 часа полностью владеют вниманием группы. Получается легко, ненавязчиво, с юмором. И даже если пошел дождь, экскурсию не отменяют, просто все достают зонты и продолжают следовать за ее автором, как школьники за любимым учителем истории. Конечно, могу быть и исключения, но тут – как повезет.
Многие туристы речных круизов замечают преобразования в туриндустрии малых городов, и это вызывает светлое чувство. Повсеместно обустроены набережные, стало больше порядка, объекты показа – музеи, храмы, входящие в экскурсионные маршруты, с любовью отреставрированы. В то же время очень ценно то, что города Золотого кольца, пережившие революцию, но не разрушенные во время Великой Отечественной, сохранили многочисленные свидетельства уклада жизни в царской России и сложного переходного периода к социализму. Это отдельный исторический пласт, прикосновение к нему дает массу пищи для размышлений о прошлом, настоящем и будущем.
Реклама. ООО «ТТ-Трэвел», ИНН 7714775020