Поможет ли турагентам ФАС и что стоит за беспрецедентными скидками на туры
Акция Wildberries по распродаже туров Fun&Sun со скидкой в 7% стала самой обсуждаемой темой в профессиональном сообществе на этой неделе. Турагенты опасаются потерять клиентов, ведь давать такую же скидку в размере своего вознаграждения нет смысла – зачем тогда работать? Редакция обобщила вопросы, которые возникают у розницы, и вместе с экспертами постаралась дать ответы.
Есть ли повод для вмешательства ФАС?
Турагенты чувствуют себя пострадавшей стороной. Многие считают, что возникший конфликт интересов дает им повод для обращения в антимонопольное ведомство. Однако это не так. В профессиональном чате «Курилка ТурДома 2.0» комментарий дал руководитель юридической компании «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.
«С правовой точки зрения ни Wildberries, ни туроператор не являются монополистами, поэтому возможности законодательного влияния, например со стороны ФАС, здесь ограничены. Но когда туроператор говорит, что он абсолютно не властен над своими каналами продаж и дилерами, – конечно же, лукавит». |
Юрист привел пример: «Условия исполнения поручения, включая минимальную цену сделки, могут и должны быть закреплены в агентском договоре. Давайте представим серьезный бренд – Луи Витон или Ferrari. Мы же понимаем, что эти компании способны диктовать своим партнерам, пусть и неформально, что “распродажа сумок со скидкой 75%” недопустима. Поэтому аргумент в духе “мы заключили договор с дилером, и пусть он продает хоть в полцены – мы ни при чём” просто не выдерживает критики».
Может ли туроператор повлиять на цену туров в рознице?
Редакция выяснила, что по этому поводу думают сами туроператоры – мы поговорили с представителями трех компаний. Так как речь идет о конкуренте, наши собеседники предпочли высказаться анонимно.
В целом они согласны с Байбородиным: как и поставщики в других сферах, туроператоры, конечно же, заинтересованы в том, чтобы между разными каналами дистрибуции не возникало конфликтов из-за ценовых перекосов. «Если брать договорные отношения между туроператором с одной стороны и турагентом или площадкой с другой стороны, то там прописано: агент или платформа обязаны продавать туры по цене каталога», – рассказал представитель одной из компаний. Это обычное правило. Конечно, оно не всегда соблюдается – на разовые случаи демпинга и раздач скидок туроператоры, как правило, закрывают глаза, так как уследить за всеми розничными партнерами невозможно.
Случай с Wildberries, очевидно, «из ряда вон», речь идет о крупнейшем интернет-ретейлере с аудиторией в 30 млн человек ежемесячно. Когда такой игрок начинает снижать цену, то последствия, скорее всего, неизбежны – какая-то часть туристов действительно предпочтет получать консультации в офисах агентств, а покупать туры на ВБ.
Почему Fun&Sun не вмешивается?
Все наши собеседники с интересом наблюдают за развитием событий – как в итоге отреагирует розница и будут ли учтены ее интересы? С одной стороны, в туризме есть примеры, когда такие конфликты решались путем переговоров. Один из наших собеседников вспомнил, что в 2017 году ряд крупных интернет-турагентств приостановили продажи туров «Натали Турс» в ответ на скидку для прямых клиентов в 10%. Дилеры встречались с руководством туроператора и в итоге договорились о соблюдении «паритета цен» во всех каналах продаж.
С другой – аналогия не совсем корректна: инициатором скидки тогда был туроператор, а сейчас речь идет о действиях крупнейшего интернет-ретейлера России. Масштаб происходящего несопоставим. Поэтому непонятно, удастся ли инициативной группе турагентов повлиять на ситуацию. Ведь Fun&Sun, в адрес которого дилеры подготовили обращение, сразу дал понять, что не будет вмешиваться – комментарий от компании мы уже публиковали ранее на «ТурДоме».
Наши собеседники предполагают, что такая позиция Fun&Sun продиктована соглашением о сотрудничестве Wildberries, о котором интернет-ретейлер объявил 12 сентября. Они склоняются к версии, что у WB есть особые полномочия и не исключают, что в туризме либо произошла, либо готовится крупная сделка, в рамках которой Wildberries уже «прощупывает» новый для себя рынок. «Дикие ягоды» пытаются продавить свои правила игры, действуя привычным (в том числе для туризма. – Ред.) и самым эффективным методом – «стимулируя» партнера-поставщика выставлять свой продукт на условиях максимального дисконта. Кстати, юридическое лицо Wildberries уже появилось в реестре турагентств, среди партнеров там указан только Fun&Sun. Наблюдатели из числа туроператоров допускают, что в итоге мнение розницы, особенно поддерживающей бренд туроператора, все же учтут: «Турпродукт – это услуга, а не футболка и, увидев реакцию, возможно скорректируют свою политику». Звучат также предположения, что прецедент с Wildberries может повлечь за собой изменение базовых позиций в договорных отношениях: туроператоры возьмут на себя отслеживание конечных цен на туры и недопущение демпинга в рознице.