logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 13 ноября 2015

В туризме опускается железный занавес?

Что будет, если вслед за Египтом остановят полёты и в Турцию?

Что будет, если вслед за Египтом остановят полёты и в Турцию?

Не прошло и недели с того дня, как Владимир Путин своим Указом запретил полёты российских авиакомпаний в Египет, а перед турбизнесом уже замаячила перспектива остаться без Турции и Туниса. 12 ноября в Госдуме и Совфеде предложили остановить полёты и на этих направлениях. Предприниматели в шоке: если это произойдёт, бизнесу многих наступит конец, а у миллионов туристов фактически останется один вариант пляжного отдыха – Чёрное море.

В туризме опускается железный занавес?

Два процента на всё

Одна из самых модных тем в прессе сейчас – это, конечно, туризм. Десятки, сотни, тысячи СМИ уже месяца три каждый день считают потери, которые несут участники рынка от новых и новых ударов судьбы, и прочат крах отрасли. События развиваются стремительно, поводов – хоть отбавляй. В сентябре-октябре – эпопея с «Трансаэро». В ноябре – катастрофа самолёта «Когалымавиа».

Как только 31 октября стало известно, что в Египте упал аэробус, туроператоров принялись ругать за чартеры, где «экономят на всём». Когда на передний план вышла версия теракта и туроператорам пришлось остановить продажи туров и за свой счёт вывозить туристов, то их, а заодно и турагентов, сочли беспринципными жадинами. В стране – горе. Безопасность людей – превыше всего. А какие-то скупердяи-«коммерсы» от туризма считают свои убытки и не возвращают людям деньги за туры. Наверху, судя по выступлениям Роспотребнадзора, похоже, искренне не понимали, что денег-то у туроператоров просто нет. Рынок выездного туризма после обвала рубля просел вдвое, да и вся экономика туроператорского бизнеса не позволяет разом вернуть суммы десяткам тысяч людей.

Даже когда понимание этой специфики вроде бы появилось и премьер Дмитрий Медведев поручил разработать программу поддержки туроператорских компаний (немыслимо ещё год назад! – Ред.), на одном из правительственных совещаний у присутствующих руководителей вежливо поинтересовались: а какая у вас норма прибыли? Что? Два процента?!

В кулуарах туроператоры, конечно, всё равно благодарили. Мол, спасибо, что хоть перестали называть мошенниками, уже хорошо. Но откровенно сомневались, что в итоге им выделят деньги. Тем более что новость про потерянные полтора миллиарда, которые якобы возместят туроператорам, вызвала путаницу в СМИ и недоумение теперь уже у туристов. Те решили, что деньги им точно должны вернуть. Ростуризму даже пришлось выступить с опровержением.

Формат и механизм госпомощи пока не определён, на эту тему продолжаются консультации. Известно только, что со стороны власти звучат, скажем так, пожелания. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, под председательством которого идут совещания с туроператорами, считает, что поддержку надо увязать с развитием внутреннего туризма. А то как-то неправильно поддерживать тех, кто отправляет туристов за границу. Но при этом Правительство понимает, что без туроператоров поставленной задачи не решить.

Почему Турция?

И вот в разгар этих переговоров начала муссироваться ещё одна тема. Сначала со ссылкой на источник в аппарате Правительства «Коммерсант» сообщил о том, что под ограничение полётов могут попасть и другие страны, вовлечённые в конфликты. Конкретных вариантов не называлось, но наблюдатели и эксперты сразу обозначили наиболее вероятный – Турция.

В Правительстве эта информация не получила подтверждения. Аркадий Дворкович в тот же день заявил, что никаких рекомендаций от спецслужб по ограничению полётов в другие страны пока нет. Однако уже 12 ноября депутаты от КПРФ попросили Путина закрыть воздушное сообщение с Турцией и Тунисом. Мотивировка – полёты россиян в эти страны опасны из-за присутствия там «Исламского государства». 

Правда, единства среди депутатов нет:

Вечером в четверг высказался первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов. По его словам, российские власти не станут поддерживать идею запрета полётов в Тунис и Турцию. «Путь тотального запрета неверен, если пойти по нему, скоро россияне смогут летать лишь в Китай, США и ещё несколько стран – государств, которые в полной мере обеспечивают свою безопасность, не так много», – сообщает РБК.

Действительно, даже если уровень террористической угрозы вырос, превентивная мера по ограничению полётов пока выглядит уж слишком радикальной. «Исламское государство» существует и воюет в Сирии уже несколько лет, и пока ни одна страна не прерывала по этому поводу воздушного сообщения с Турцией. Впрочем, сигналы о том, что ограничения могут быть распространены на Турцию, Марокко и Тунис, уже поступают. Об этом 7 ноября сообщила британская пресса. Есть вероятность, что и для наших туристов готовятся такие же меры. 

У России свет клином сошелся на Турции, возможно, по политическим причинам. Как пишет «Эксперт», в последние годы турецкие власти были крайне недовольны уровнем поддержки, которую Москва оказывала сирийскому президенту Башару Асаду, мешая Турции свергнуть режим в Дамаске. А сейчас Россия уже прямо участвует в сирийских событиях, где у Турции свои интересы.

Занавес: денег нет и не будет

Пока непонятно, насколько реалистичен сценарий запрета полётов в Турцию. Известно только, что идею депутатов-коммунистов поддержал сенатор и член Комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов. По его мнению, отдыхать в этих странах небезопасно из-за терактов, поток российских туристов следует перенаправить на курорты Крыма и Кавказа.

Технически всё выглядит несложно. Сначала оформляется запрет на полёты под предлогом обеспечения безопасности отдыхающих, затем – дотации перевозчикам и туроператорам, формирующим турпакеты.

Только вот желающих формировать эти турпакеты уже может не остаться. Турция – как ни крути, является главным направлением выездного туризма. В 2014 году с этой целью наши граждане съездили туда 3,2 млн раз. Это больше, чем в другие страны. Если закрыть её и не открыть при этом Египет, привлекавший больше 2 млн гостей из России, организованный рынок пляжных туров сократится примерно на 75 %. Три из четырёх проданных туров минувшим летом приходилось именно на долю сравнительно недорогих Турции и Египта.

Эти два направления «кормили» всех ключевых игроков рынка. Теперь, когда Египет вычеркнут, Турция – последняя надежда для крупных туроператоров хоть что-то заработать летом 2016 года. Если опустить железный занавес, добить выездной туризм, то развивать отдых внутри России, как это ни парадоксально, государству будет труднее. Крупных туроператоров, способных разделить финансовые риски по загрузке длинных чартерных программ, просто не останется. Эту сферу придётся создавать заново. А туристы будут ездить на Чёрное море как раньше – дикарями. 

  • Прецеденты
Автор Дмитрий Даниленко
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Туристический рынок оказался на грани крупного кризиса
Туристический рынок оказался на грани крупного кризиса

Прецеденты

14/03/2025
Разлив мазута в Черном море: летний сезон в Анапе под угрозой
Разлив мазута в Черном море: летний сезон в Анапе под угрозой

Прецеденты

16/01/2025
Захват аэропорта в Дагестане стал ударом по туризму
Захват аэропорта в Дагестане стал ударом по туризму

Прецеденты

30/10/2023
Центробанк стреляет в обнальщиков, а рикошет прилетит турагентам?
Центробанк стреляет в обнальщиков, а рикошет прилетит турагентам?

Прецеденты

20/10/2023
Отсутствие в реестре может обернуться для турагента штрафом на миллионы
Отсутствие в реестре может обернуться для турагента штрафом на миллионы

Прецеденты

04/10/2023
Частичная мобилизация: что нужно знать туристам и турагентам
Частичная мобилизация: что нужно знать туристам и турагентам

Прецеденты

23/09/2022
Кардеры расставили сети в туризме
Кардеры расставили сети в туризме

Прецеденты

28/06/2022
Москвички не смогли купаться на Занзибаре и обвинили в этом турагента
Москвички не смогли купаться на Занзибаре и обвинили в этом турагента

Прецеденты

09/06/2022
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение