Снимите розовые очки, говорят юристы
В туристическом сообществе обсуждают план поддержки туриндустрии, который Ассоциация туроператоров (АТОР) направила в Минэкономразвития. Если пункт о временной приостановке деятельности туроператоров без исключения из реестра вызвал резкую критику, то предложение дополнить отраслевой закон понятием форс-мажора многие, наоборот, встретили с одобрением. Однако юристы призывают снять розовые очки: решить проблему росчерком пера не получится.
Художник Попов Андрей / illustrators.ru
Что предлагает АТОР
11 марта на сайте АТОР появился список из 9 пунктов, которые, по мнению дирекции, должны помочь отрасли справиться с последствиями негативного влияния коронавируса. Большинство из них повторяет или развивает идеи, обсуждавшиеся 2 марта на межведомственном совещании под председательством главы Ростуризма Зарины Догузовой.
В частности, ассоциация предлагает срочно инициировать изменения в статье 14 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», введя в нее понятие форс-мажора: «Всемирная организация здравоохранения признала ситуацию с распространением COVID-19 в мире чрезвычайной ситуацией международного значения с очень высоким риском. Это означает действие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), т. е. не зависящих от воли сторон договорных обязательств». Таким образом, туроператоры смогут сдвинуть сроки выполнения обязательств по ранее заключенным договорам «соразмерно срокам действия форс-мажорных обстоятельств».
«Нет такого понятия»
Эксперты, которым корреспондент HotLine.travel предложил прокомментировать эту инициативу, согласны – правка отраслевого закона назрела давно. Статья 14 обязывает туроператоров вернуть 100 % стоимости поездки при наличии угрозы в стране пребывания, причем без каких-либо оговорок.
Вопрос в том, какие именно поправки нужны. По мнению руководителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, механическое внесение в статью оговорки о форс-мажоре ничего не даст, так как этот термин употребляется только в деловом обороте и отсутствует в Гражданском кодексе РФ. Там уже сформулирован исчерпывающий перечень обстоятельств непреодолимой силы (войны, эпидемии, природные катаклизмы и т. д.), поэтому переносить их в отраслевой закон не нужно. «На мой взгляд, логичнее вообще исключить тезис о 100 %-ном возврате средств и указать, что в случае расторжении договора стороны руководствуются действующим законодательством», – считает эксперт.
С ним согласна Елена Баринова, уже много лет отстаивающая в судах интересы агентств. Статью 14 отраслевого закона она назвала варварской. По ее мнению, нужно задействовать 451 статью Гражданского кодекса о порядке расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Это создаст основу для справедливого распределения ответственности между всеми сторонами.
Проблема в том, что быстро провести эту поправку не получится. Даже если правительство согласится с доводами туристического сообщества и внесет соответствующий законопроект в Думу, его прохождение через все инстанции займет минимум год, предполагает Георгий Мохов.
Роспотребнадзор нас услышит?
Если говорить о первоочередных мерах поддержки, то действительно неотложным выглядит второй пункт из плана АТОР: внести корректировку в информационные сообщения Ростуризма и Роспотребнадзора от 27 февраля, «указав сроки, в течение которых ситуация в этих странах, в первую очередь в Итальянской Республике, а также странах Евросоюза, будет считаться неблагоприятной в части эпидемиологической обстановки». Это позволило бы остановить вал необоснованных аннуляций туров, которые запланированы на лето, осень и даже следующую зиму. Но и здесь есть проблема. Свои предложения АТОР нужно адресовать не в Минэкономразвития и Ростуризм, а в Роспотребнадзор, который является первоисточником информации о наличии угрозы. На совещании 2 марта представитель этой структуры уже дал понять туроператорам: Роспотребнадзор не видит смысла ограничивать срок действия своего предупреждения, так как это даст возможность туроператорам «наращивать обязательства» перед потребителями, продавая туры в неблагополучные по коронавирусу страны, что противоречит задачам Роспотребнадзора. Как переломить это мнение – неясно. По словам экспертов, прецедентов, когда бы это ведомство реагировало на обращения и корректировало свои установки, не было. Остается только надеяться, что там учтут позицию Ростуризма. На совещании 2 марта Зарина Догузова пообещала вынести этот вопрос на обсуждение правительственного штаба, но информации о результатах до сих пор нет.
Только компромисс
Что делать – это самый интересный вопрос. В Роспотребнадзоре настаивают: туроператорам и турагентам остается только исполнять требования закона – нужно возвращать деньги туристам, желающим отменить туры. Да, в законе есть оговорка, что это можно сделать в «судебном порядке», но до такого развития событий лучше не доводить. Судья будет руководствоваться нормами отраслевого закона, кроме того, взыщет еще и штраф за отказ удовлетворить требования потребителя. Юристы считают, что в сложившейся ситуации нужно договариваться. И туристы, и туроператоры, и турагенты – сейчас все пострадали в той или иной степени. Достижение компромисса позволит снять напряжение и не довести разбирательство до суда, говорит Георгий Мохов.