Из-за ошибки сотрудника УФМС
Журналистка из Саратова, которая воспитывает ребенка без отца, на полученные по суду алименты приобрела тур в Турцию для себя, сына и своей мамы. Но улететь на отдых семье не удалось – в загранпаспорте девушки, куда был вписан ребенок, не оказалось штампа на его фотографии. Сможет ли туристка вернуть деньги за тур и кто виноват в этой ситуации?
Рассчитывать только на себя?
«Сегодня нас не выпустили из РФ. Точнее, из пограничного пункта аэропорта Саратов, потому что в моем загранпаспорте, где записан мой сын Тимур, на его фото не стояли штамп и подпись ответственного за это лица», – написала на своей странице в Фейсбуке Юлия Ангелова (Дашкевич).
В отпуск она не ездила пять лет, а ее сын в свои два года и 10 месяцев пока еще не успел побывать на море. Как рассказывает Юлия, с рождением ребенка денег на путешествия резко стало не хватать. Тимура девушка воспитывает одна. Отец отказался от сына и решением Заводского районного суда Саратова в прошлом году был лишен родительских прав. Поездку мама и бабушка стали планировать после того, как по суду получили задолженность по алиментам.
«Так как средства на поездку у меня были ограничены, тур я искала сама. С учетом маленького ребенка нужен был обязательный прямой вылет из Саратова, первая линия и хороший пляж», – рассказывает туристка.
Выбор пал на недельный отдых в турецком отеле Z Hotels Oludeniz Resort 4*. Стоимость тура от компании «НТК Интурист» на двух взрослых и ребенка составила 45 тысяч 800 рублей. Но забронировать путевку на семейном совете решили все-таки не на сайте туроператора, а в турагентстве. «Чтобы обезопасить себя от каких-либо форс-мажоров, обратились к специалисту, который знает всю кухню. Кстати, сам тур мы приобретали за два дня, поэтому цена была шоколадной. Сотрудники агентства посмотрели наши паспорта, отксерокопировали их и заполнили договор. Отсутствие штампа на фото ребенка никто не заметил. Как я поняла, в турагентстве просто не знали о таком нюансе», – вспоминает журналистка.
«Что мне сказали, то я и проверила»
Не знала о необходимости печати на фото ребенка и сама туристка. Загранпаспорт на пять лет Юлия Ангелова оформляла на сайте госуслуг в июне 2016 года. Там же она воспользовалась законной возможностью вписать в документ своего сына. 7 июля сотрудница отдела УФМС на ул. Радищева, 16А, попросила саратовчанку проверить правильность написания имен и после этого вручила загранпаспорт.
Ошибка обнаружилась только на этапе прохождения погранконтроля. «К этому моменту мы с Тимуром успешно миновали все пункты досмотра, включая проверку моего паспорта на подлинность. Всё было отлично. Но внезапно удивленно подпрыгнувшие брови сотрудницы погранконтроля и забегавший около нас совсем юный дежурный дали понять, что что-то пошло не так. Правда, и в голову не могло прийти, что всё настолько серьезно», – делится своими переживаниями и мыслями туристка.
При этом бабушка Тимура успела попасть в «чистую зону» вместе с ручной кладью и всеми деньгами. Отдыхать одной без дочери и внука в Даламане она отказалась. В Турцию улетел только чемодан туристов.
Саратовчанка требовала выдать ей официальный документ об отказе в пересечении границы, но так и не добилась этого от сотрудников аэропорта. Поэтому сейчас турагентство не аннулирует тур и Юлия не может вернуть даже самую малую часть денег. После публикации поста с журналисткой связался начальник Управления по делам миграции ГУВД по Саратовской области, к структуре которой частично отошло бывшее УФМС, Вадим Афонин. По словам Юлии, он лично извинялся за ошибки сотрудников. И уверил, что виновные будут обязательно наказаны. «Но денег за путевку это нам никак не вернет. Как и самолетик, и море, обещанные Тимуру».
Семь бед, судебный ответ
Молодая мама намерена судиться с УФМС. На адвоката средств тоже нет, поэтому коллеги саратовской журналистки, которые связались с HotLine.travel, организовали сбор денег. С их слов, требуется всего 10 тысяч рублей. Но есть ли перспективы выиграть в споре с госорганом? Немаловажен и вопрос степени ответственности турагентства, а также самой туристки. Об этом рассуждает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева:
«Существуют административные регламенты, в которых прописан порядок оформления загранпаспорта. Это государственная услуга. Поэтому за ее ненадлежащее исполнение должен нести ответственность госорган в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Рядовой гражданин вряд ли обязан знать, какие отметки должны быть или нет в загранпаспорте. Тем более это услуга не бесплатная, туристка оплатила пошлину. Думаю, у нее есть основания обратиться в суд и возместить убытки.
Что касается турагентства, то степень ответственности в этом случае не столь очевидна. С одной стороны, посредник должен предупредить туриста о ставших ему известными обстоятельствах, которые повлекут невозможность поездки. Но учитывая тот факт, что они не делали клиентке визу, доказать, что турагент смотрел паспорт и получил разборчивую его копию, будет сложно».