logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 19 сентября 2011

Кто крайний? Турагентство!

Организация туров через Москву для региональных турагентств зачастую оборачивается бедой: в столицу самолет задерживается, например, из-за нелетной погоды, и тур срывается. Казалось бы, никто не виноват. Однако суд, куда обращается турист, может привлечь к ответу турагентство, что и случилось в Сургуте.

Сургутскую компанию засудили из-за нелетной погоды

Организация туров через Москву для региональных турагентств зачастую оборачивается бедой: в столицу самолет задерживается, например, из-за нелетной погоды, и тур срывается. Казалось бы, никто не виноват. Однако суд, куда обращается турист, может привлечь к ответу турагентство, что и случилось в Сургуте. Как выяснилось, во многом из-за неправильных действий самого ТА.

Untitled-1.jpg

Сто тысяч за пургу

В середине августа суд города Сургута постановил взыскать с местного турагентства «Гринлайн» крупную сумму в пользу туриста, который прошедшей зимой не смог попасть на итальянский курорт через Москву по причине нелетной погоды в Сургуте. Казалось бы, замкнутый круг: турист заплатил за тур в ТА, ТА забронировал тур и перечислил деньги в ТО, ТО понес расходы на составляющие турпакета. Не виноват никто, кроме Господа, ниспославшего пургу на далекий сургутский аэропорт. Но судьи вынесли атеистский вердикт и взыскали с «Гринлайна» стоимость тура, моральный ущерб и даже почему-то штраф – всего на сумму более 100 тыс. рублей. То, что перелет Сургут – Москва по договору не входил в турпакет, его турист оплачивал самостоятельно, на решение суда не повлияло.

Директор турагентства Ольга Хомякова рассказала, что мотивировкой судей стало положение Закона «О защите прав потребителей», которое в случае неоказания услуги клиенту предусматривает данные санкции, в том числе и штраф. «Мы считаем, что процесс не соответствовал требованиям судопроизводства, и уже подали кассационную жалобу. Дело будет рассмотрено в сентябре в окружном суде г. Ханты-Мансийска», – сообщила Ольга Хомякова.

«Я считаю, проблема для региональных турагентств общая, ведь большой процент туристических поездок за рубеж организуется через Москву, – рассказывает председатель правления Новосибирской ассоциации туристических организаций Игорь Соловьев. – И прецедент, когда суд в данной ситуации в качестве «крайнего» избрал ТА, настораживает. Тем более в Сибири с ее климатом, где невылеты по метеоусловиям случаются часто, а правового механизма разрешения подобных споров не существует». Эксперт видит два пути решения пока неразрешимой проблемы. Туристическим сообществам необходимо инициировать изменения в законодательстве, которые более детально разграничат права и ответственность ТО и ТА. Также можно привлечь к процессу страховые компании. Они могли бы взять на себя риски турагентств в ситуациях, когда «никто не виноват».

Кто измерит непогоду?

Однако Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме «Ренессанс Страхование», сомневается, что риски подобного рода кто-то из страховщиков отважится брать на себя: «Дело не в законодательстве, а в базовых принципах деятельности страховых компаний. Причина страхового случая должна быть объективна, измерима и статистически обоснована. Невылет по метеоусловиям не является страховым случаем – погодные закономерности не может установить даже Гидрометцентр. Медицинская страховка, например, основана на столетней методике, по которой учитываются пол, возраст, состояние здоровья туриста, климат на курорте, вид отдыха и многое другое. Вычисление возможности задержки рейса по погоде – это гадание на кофейной гуще». И еще на один немаловажный фактор обращает внимание Елена Скуратова: страховые компании оперируют законом больших чисел; брать на себя риски имеет смысл при типичных страховых случаях, исчисляемых тысячами, чтобы можно было сформировать портфель. А в данном варианте с каждого клиента пришлось бы взимать, условно говоря, по полстоимости риска.

Выходит, остается уповать только на внесение очередных поправок в Закон «Об основах турдеятельности», где были бы учтены ситуации, когда «никто не виноват», а тур не состоялся. Однако и здесь шансы заполучить «окончательную бумагу», во всяком случае в ближайшее время, призрачны. «А зачем что-либо менять? – считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Турагентству сразу следовало обратиться к туроператору с просьбой вернуть деньги за вычетом фактически понесенных расходов. В случае отказа вопрос можно было решить через Арбитраж. В регионах такое сплошь и рядом, когда клиент предъявляет претензии к тому, кому передавал деньги. С точки зрения туриста логично. А суды часто ему подыгрывают, не вдаваясь в тонкости турбизнеса».

…А все могло быть иначе

Юридический аспект данной ситуации прокомментировал Александр Байбородин, эксперт ЮА «Персона Грата». По его мнению, есть два подхода к проблеме: либо виновата погода, либо сам турист. «В первом случае в соответствии со ст. 781 ГК РФ при невозможности исполнения договора по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (погода), действительно, денежные средства возвращаются туристу за вычетом фактически понесенных расходов. Необходимо было привлечь к участию в деле туроператора и истребовать у него документы, подтверждающие эти расходы (оплата отеля, оплата билетов, письма от партнеров и договоры с ними). Во втором случае можно истолковать неприбытие туриста к месту начала путешествия как невозможность исполнения договора по вине самого туриста. В договоре обычно указывается обязанность клиента прибыть к месту начала тура, которую турист не исполнил. Соответственно, в срыве поездки виноват он, а не агентство, поэтому и оснований для возврата оплаты по договору нет». Словом, выходит, что никакого «правового вакуума» в данном эпизоде не существует. В очередной раз турагентство подвела собственная юридическая неосведомленность.

  • Прецеденты
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Туристический рынок оказался на грани крупного кризиса
Туристический рынок оказался на грани крупного кризиса

Прецеденты

14/03/2025
Разлив мазута в Черном море: летний сезон в Анапе под угрозой
Разлив мазута в Черном море: летний сезон в Анапе под угрозой

Прецеденты

16/01/2025
Захват аэропорта в Дагестане стал ударом по туризму
Захват аэропорта в Дагестане стал ударом по туризму

Прецеденты

30/10/2023
Центробанк стреляет в обнальщиков, а рикошет прилетит турагентам?
Центробанк стреляет в обнальщиков, а рикошет прилетит турагентам?

Прецеденты

20/10/2023
Отсутствие в реестре может обернуться для турагента штрафом на миллионы
Отсутствие в реестре может обернуться для турагента штрафом на миллионы

Прецеденты

04/10/2023
Частичная мобилизация: что нужно знать туристам и турагентам
Частичная мобилизация: что нужно знать туристам и турагентам

Прецеденты

23/09/2022
Кардеры расставили сети в туризме
Кардеры расставили сети в туризме

Прецеденты

28/06/2022
Москвички не смогли купаться на Занзибаре и обвинили в этом турагента
Москвички не смогли купаться на Занзибаре и обвинили в этом турагента

Прецеденты

09/06/2022
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение