Как удобный дневной рейс превратился в ночной
Подписчица группы ВКонтакте TourDom.ru Кристина Борода предложила сообществу пост, в котором пожаловалась на «эпический разводняк» портала «Авиакасса». Там продали ей билеты на чартерный рейс с якобы заведомо ложным дневным временем вылета, которое позже сменилось на неудобное – ночное. Мы постарались разобраться в конфликтной ситуации.
Гнев девушки вызвало и то, что время вылета было изменено, и то, что одновременно с этим была снижена цена на билет на 25 %. Она решила, что дневной вылет авиакомпания изначально даже не планировала, а портал «Авиакасса» «нарисовал» его, чтобы повысить продажи и сделать выгодную наценку на билет.
Комментариев о том, какие основания были у туристки, чтобы сделать подобные выводы, на момент публикации материала взять не удалось. А вот представители портала «Авиакасса» отвергли обвинения в манипуляциях с наценкой на билеты, напомнив, что тарифная политика – прерогатива авиакомпании, но никак не продавца: «На момент приобретения пассажиром чартерной перевозки время вылета было представлено поставщиком – компанией «Пегас Туристик» (перевозчик – авиакомпания Nordwind). Позже от поставщика перевозки («Пегас Туристик») поступило уведомление об изменении времени вылета / прилёта рейса. Информация была доведена до сведения клиента».
Время относительно
К слову, вопрос о том, может ли чартерный авиаперевозчик менять время вылета, волнует не только разгневанную пассажирку компании «Северный ветер», но и тысячи других клиентов, сталкивающихся с подобной проблемой.
В компании «Авиакасса» уверены, что изменение времени вылета абсолютно правомерно. Представители портала сослались на Правила пользования сайтом, с которыми согласилась клиентка и которые гласят, что «при чартерной перевозке возможна замена времени вылета (в пределах 24 часов), аэропортов вылета и прилета, номеров рейсов, авиаперевозчиков. Информацию об измененных условиях перевозки заказчик получает на указанный при регистрации электронный адрес».
По словам юриста Александра Байбородина, возможность изменения времени вылета предусматривают договоры большинства билетных агентов. В суде поставщикам и продавцам услуг нередко удается доказать, что подобные условия оферты законны. Более того, в ряде случаев суды признавали законным изменение не только времени вылета, но даже авиакомпании. Однако существует и противоположная позиция Роспотребнадзора, который считает, что пассажир вправе заранее знать время вылета и любые изменения незаконны. Сложившейся однозначной судебной практики в таких случаях нет.
Росавиация против
В прошлом году Росавиация резко ограничила чартерных авиаперевозчиков в манипуляциях со временем, выпустив жесткий регламент, по которому у авиакомпании может быть отозван допуск к чартерным перевозкам в случае более чем 10 % задержек рейсов от времени, согласованного с Росавиацией (для регулярных рейсов этот порог составляет 20 %).
Несмотря на это, возврат билета в таких случаях становится для пассажира испытанием на прочность: авиакомпании и агенты идут на него неохотно. А перенос времени вылета на чартерных рейсах по-прежнему – не редкость. Более того, подобные неприятности периодически случаются с пассажирами не только чартерных, но и регулярных перевозчиков. Причин может быть масса: изменились погодные условия, извергается вулкан, началась забастовка грузчиков или революция в стране прилета, на взлетную полосу упал метеорит, пилот ушел на больничный или в астрал. Пассажиры чартерных рейсов, как правило, соглашаются на плавающее время вылета, учитывая более привлекательную цену на билеты. Однако от разочарований и неприятных сюрпризов не застрахован никто. Впрочем, это касается не только перелетов.