Первая и главная: создание отраслевого компенсационного фонда для оперативной помощи туристам за рубежом на случай финансового краха отправляющего туроператора. Вторая тема: внесение в проект пункта о том, что если туроператорская компания не выполнила обязательств перед туристами в результате умышленных действий руководства, то страховщик, выплатив клиентам компенсации, вправе регрессом требовать возмещения убытков с виновных лиц.
Редакция «ГЛ» предложила прокомментировать эти инициативы лидерам двух профессиональных туристических альянсов – АТОР и РСТ.
Редакция: Ваш прогноз - когда Госдума рассмотрит во втором чтении проект поправок в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»?
Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ: Точная дата не названа, но предполагается, что законопроект будет рассмотрен и принят в эту парламентскую сессию. То есть не позже мая. Может быть, еще до праздников.
Владимир Канторович, 1-й вице-президент АТОР: Думаю, что это невозможно, потому что - незаконно. Нельзя выносить на второе чтение документ, не имеющий ничего общего с тем, который был принят в первом чтении. Бесполезно даже пытаться выдать нынешний вариант поправок за проект, внесенный когда-то в Госдуму бывший депутатом Головневым. Весь процесс надо начинать сначала.
Редакция: Законодатели сейчас пытаются спроектировать рабочую модель отраслевого компенсационного фонда для экстренной помощи клиентам в момент краха туроператоров. Как вы себе представляете данный механизм?
Юрий Барзыкин: Сейчас на правительственных комиссиях обсуждается большой комплекс связанных с этим вопросов. Скорее всего, фонд будет иметь статус негосударственной некоммерческой организации. Негосударственной, потому что Минспорттуризма не выражает готовности брать на себя функцию по созданию такого механизма и контролю за ним.
Далее, фонд будет создаваться с нуля, а не при каком-либо действующем профессиональном альянсе. Как предполагается, для операторов выездного туризма взнос в этот фонд станет обязательным условием пропуска на рынок. 0,1% от годового оборота, в среднем – 100 тыс. руб. Естественно, после выплат фонд придется пополнять.
Необходимо четко обозначить компетенцию фонда. Мы убеждены, что эта организация не должна заниматься формированием стандартов бизнеса, выполнять контролирующие функции. Ее миссия - финансирование экстренной помощи российским туристам, у которых за рубежом возникают проблемы по причине несостоятельности туроператоров. В случае военных конфликтов, природных катаклизмов необходимо задействовать другие механизмы, подключать государственные органы – МИД, МЧС. Туроператоры не должны платить за это.
В любом случае, создание фонда повлечет за собой дополнительную нагрузку на бизнес, но гораздо меньшую, чем при обязательном членстве в СРО.
Владимир Канторович: Авторы этой идеи очень скоро поймут, что единый фонд на 2500 с лишним туроператоров со всей России окажется неуправляемым либо повлечет за собой такие издержки, что проще будет сразу закрыть рынок.
Представьте себе какую-нибудь простую ситуацию... Допустим, два жителя Хабаровска поехали отдыхать в Китай. Там их не размещают в отеле, и они звонят в Москву, в аппарат фонда, с просьбой оперативно решить проблему. Задача: выяснить, что происходит с туроператором в Хабаровске (а там - ночь), какова реальная ситуация с туристами, правомерны ли их требования... Есть ли основания для выплаты... А таких обращений - масса, туристы звонят из разных стран мира, жалуются на туроператоров, которые разбросаны по всей России.
Потом, легко понять, что создание фонда спровоцирует волну мошенничества. Один из вариантов: российский туроператор сознательно не платит отелю, который на это легко соглашается, ведь деньги он получит из Фонда, при таких условиях любой демпинг прокатит. Какая разница, если всё равно не платить? Потом туроператор уходит с рынка и возвращается под другим именем, а фонд рассчитывается по его старым долгам.
Все это очевидно. Я не понимаю, для чего тратить время на эту заведомо провальную идею. Меня пугают все эти люди, которые сейчас фонтанируют «креативом», еженедельно генерируя новые идеи. А мы с вами начинаем мучаться и объяснять, почему всё это не будет работать.
Ведь очевидно, что рабочий вариант - СРО. Вот сейчас новая беда с ITC.
В очередной раз поднимается вопрос, кому платить отелям за туристов, которые находятся за рубежом. В статусе СРО наша организация уже начала бы отчисления гостиницам, а потом получила бы компенсации от страховой компании. Такой механизм прописать в законопроекте достаточно просто.
Говорят, что тема обязательного СРО снята с законодательной повестки дня. Можно подумать, некий раввин объявил это как непререкаемую истину. Нет, это решил какой-то чиновник. А на каждого чиновника найдется другой чиновник. Думаю, что к СРО мы еще вернемся. И конечно, это не может быть одно СРО на всех, их должно быть много, как минимум на начальном этапе, потом, наверное, пойдут какие-то объединительные процессы.
Редакция: Страховое сообщество лоббирует внесение в законопроект пункта о возможности регрессных требований со стороны страховой компании в отношении туроператора. Вы поддерживаете это предложение?
Владимир Канторович: Владимир Канторович: Да, я согласен. В законе об основах туристской деятельности категорически сказано, что страховая компания должна выплачивать туристам компенсации, даже если они пострадали в результате мошеннических действий туроператора. И это правильно, турист в любом случае должен быть защищен. Но при этом, необходимо дать страховщику возможность предъявлять виновным лицам финансовые претензии. Это позволит страховщикам перестраховывать туроператорские гарантии за рубежом, появится
возможность страховать реальные риски даже самых крупных туроператоров. В результате всего этого должна будет уменьшиться стоимость страховок, ведь
сегодня риск мошенничества тоже закладывается в цену.
Юрий Барзыкин: Мы не поддерживаем это предложение. На практике оно не будет работать. Гарант страхует ответственность юрлица, а умышленные мошеннические действия можно инкриминировать только физическим лицам – руководителям или учредителям предприятия. Это лишь одно из массы противоречий, которые могут возникнуть.
Готовим возражения по данному пункту законопроекта в правительственную комиссию.