Злоба дня восточных направлений.
Я всегда подозревала: госрегулирование – штука не обязательная. События в Египте это подтвердили: рынок там живет в условиях анархии. И все важные для бизнеса процессы протекают нормально. А вот что будет осенью, когда та самая система госрегулирования начнет формироваться?..
Египет – накануне выборов. Ливия – в международном конфликте. В Сирии стреляют. Не лучший фон для туризма в ближневосточном регионе. Но очередной сезон никто не отменял; туроператоры, авиаперевозчики, отельеры завершают контрактинг.
Египет. Неуправляемые риски.
Сегодня в этой стране нет даже конституции. Не существует, естественно, и специального законодательства о туризме. Министерство туризма тоже отсутствует, бывший министр был в начале сезона арестован по обвинению в растрате казенных средств. А вот сам туризм есть. Ему в Египте, оказывается, не так уж и необходимы все атрибуты цивилизованного рынка, летали бы только чартеры. Направление остается наиболее массовым на Ближнем Востоке, хотя объемы продаж здесь упали, и существенно. Общий турпоток из России в Египет сейчас процентов на тридцать ниже, чем прошлым летом, – делится наблюдениями Майя Мостовая, руководитель профильного департамента «НТК Интурист». Впрочем, для страны, которую каждый день склоняют на всех мировых телеканалах, оставшиеся 70% – хороший показатель. Тем более что даже на таком информационном фоне она предлагает себя туристам отнюдь не по бросовым ценам. Гостиничные услуги на курортах подешевели в среднем на 10–15% от уровня ле- та-2010, в пакетном тарифе эта разница почти теряется, поскольку львиная доля себестоимости тура в Египет приходится на перевозку, а она дорожает почти повсеместно. Кстати, загрузку рейсов на направлении специалисты турфирм называют удовлетворительной, хотя призна- ют, что время от времени им приходится подхлестывать продажи спецпредложениями. Что касается заполняемости отелей, то в начале августа самые популярные объекты размещения объявляли stop-sale: спрос шел в гору не только в России (а это главный рынок сбыта), но и в Западной Европе. Эксперты прогнозируют: в случае благоприятного развития событий египетский рынок полностью восстановится к Новому году. Но какова вероятность подобного исхода, не берется судить никто. Все решится в начале осени, отмечает гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер.
На осень в Египте запланированы парламентские выборы, за ними должны последовать принятие конституции и выборы президента. Если все пойдет по плану и у власти в итоге не окажутся радикальные исламисты, то участники туристического бизнеса смогут вздохнуть спокойно. «А пока достаточно сложно обсуждать даже ближайшее будущее, – говорит г-н Каганер. – Хотя мы во всеоружии. Готовы к обычному сезону». Искусство туроперейтинга на египетском направлении теперь состоит именно в том, чтобы определить допустимую степень коммерческого риска. «Если сезон состоится, то без гарантированных квот в самых востребованных отелях обойтись не сможем, так что некоторый объем коммитментов берем, – сообщила Майя Мостовая. – Сохраняем и эксклюзивные контракты, пусть и не в прежних масштабах. Это четыре отеля в Шарм-эль-Шейхе вместо прежних пяти. Был один эксклюзив в Хургаде, но от него мы временно отказались». Если сезон состоится, сказала Майя… А если нет? На такой случай туроператоры наращивают производственные мощности на направлениях, которые могут для отдельных клиентских групп служить альтернативой зимнему Египту. На Ближнем Востоке это в первую очередь ОАЭ и Израиль. ОАЭ.
Готовить дешевый продукт?
Гостиничная индустрия Эмиратов еще в зимнем сезоне получала бонусы от политического кризиса в Египте и продолжает это делать летом. Откат турпотоков с экономичного направления на одно из самых высокобюджетных может показаться странным, но он есть. Тем более что растущий объем и ассортимент перевозки на рынке ОАЭ делает страну более доступной для российских клиентов – как московских, так и региональных. Арабский лоукостер Flydubai теперь летает в свой базовый аэропорт из Самары, Екатеринбурга, Уфы и Казани. Air Arabia, которая тоже позиционируется как авиакомпания мидл-класса, заявила о намерении выполнять рейсы из Москвы в Шарджу. Emirates в ноябре выйдет на рынок Санкт-Петербурга. Все это предвещает усиление ценовой конкуренции. А ведь есть еще чартерные амбиции туроператоров, их борьба за сферы влияния на направлении. Самым агрессивным участником рынка выглядит дебютант прошлого сезона – «Библио-Глобус», по впечатлениям наблюдателей, он играл на понижение даже по тем опциям, которые этого не требовали. Все с опаской присматривались еще к одной компании, которая одновременно с «БГ» стартовала в Эмиратах, – к TEZ Tour. Но она повела себя сдержанно. «Мы вошли на рынок мягко, с учетом специфики новой для нас страны. Считаем начало успешным и продолжим развивать это направление», – говорит PR-директор TEZ Tour Марина Макаркова. Теперь посмотрим, как поведут себя очередные дебютанты – «НТК Интурист» и «Анекс Тур».
Растущий интерес отечественных туроператоров к ОАЭ во многом объясняется непрогнозируемой ситуацией в Египте. Она же будет влиять на конъюнктуру эмиратского рынка в предстоящем сезоне. Если игрокам придется сворачивать бизнес на направлении, которое раньше обеспечивало максимальный приток оборотных средств, то борьба за альтернативный рынок вспыхнет с особой силой. Вероятный побочный эффект – снижение качества клиентуры, когда по туроператорским SPO в гостиницы высокого уровня устремляются туристы с ограниченным бюджетом. Такая перспектива есть сейчас в Эмиратах, но она пока мало кого волнует. После нескольких крайне сложных сезонов отельеры с удовлетворением говорят о стабильно высокой загрузке. «В середине лета гостиницы Шарджи были заполнены на 70–90%. Очень высокий показатель, он превосходит даже самые оптимистичные прогнозы, – говорит Сирак Мурадян, владелец принимающей компании Al Khalidiah Tourism, управляющий отелем Royal Beach 5*. – Клиентскую активность стимулируют не только внешние факторы, но и ценовая политика самих отелей. Сегодня услуги 5-звездочного отеля в той же Шардже не дороже, чем в Турции. И клиенты охотно едут к нам, жара их не пугает. Тем более что в Центральной России погода этим летом отнюдь не комфортнее, чем в ОАЭ». По наблюдениям экспертов, турпотоки в Эмираты из стран СНГ – Украины, Казахстана – растут быстрее российского, хотя в абсолютном выражении, конечно, с ним несопоставимы. «Вообще, спрос на ОАЭ резко увеличился на мировом рынке, – говорит гендиректор «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. – В массовом порядке поехали гости из Китая. Появились туристы из Бразилии, Аргентины, а это совсем уж экзотика для Персидского залива.
Словом, Эмираты снова на подъеме. И если бы не расширение общего номерного фонда в стране, то мы вернулись бы в эпоху острого дефицита наземки. Но в 2010 году в Дубае открылись 30 новых гостиниц и три крупных комплекса апартаментов, а в этом сезоне заработали еще два объекта – Jumeirah Zabeel Saray и Kempinski Hotel & Residences Palm Jumeirah. Причем взяли довольно высокий старт в плане загрузки». «Все это объекты премиум-класса, и мы активно сотрудничаем с ними, – продолжает тему Сирак Мурадян. – Но к зимнему сезону надо готовить как можно больше экономичного продукта. В Дубае речь идет о городских отелях второй и третьей линии: они будут актуальны в любом случае, а если Египет отдаст Эмиратам значительную часть своих турпотоков, то спрос на такие гостиницы станет ажиотажным. Что касается Шарджи, многое определят ценовые аппетиты отельеров. Идет разговор о подорожании на 5–10%. Я считаю, что это будет ошибкой».
Спокойно. Израиль
Сейчас в Израиле самые низкие даты. Лишь редкие клиенты летом отправляются по святым местам либо лечиться на Мертвое море, и туроператоры заняты в основном подготовкой к зиме. Перспективы наступающего сезона, как и по Эмиратам, во многом связаны с развитием политических событий в регионе. Если произойдет массовый исход туристов из Египта, то какую-то их часть примет Израиль. «Хотя и по финансам, и по специфике сервиса это рынок принципиально иной, всплеск продаж на нем был зафиксирован сразу, едва закрылось чартерное сообщение между Россией и Египтом», – говорит Марина Белоглазова, специалист израильского направления Travelsystem. Когда полеты в Хургаду и Шарм-эль-Шейх возобновились, подъем на израильском рынке завершился, но все же помог выровнять экономику прошлого сезона. А он был сложный – в отдельные даты недельный тур в Израиль можно было купить за $299, то есть дешевле себестоимости перевозки. Зачинщиком игры на понижение заинтересованные лица называют «Южный Крест»: «Туроператор впервые вышел на направление, сразу поднял борта IsrАir Airlines на Овду под организацию туров на Мертвое и Красное моря. Распродавал их в результате по остаточной стоимости, вынуждая к этому и остальных». Повторится ли «эксперимент» в сезоне-2011/12? Вот одна из интриг текущего контрактинга. Если IsrАir не взлетит, то на маршруте Москва – Овда останется регулярка «Аэрофлота», а также традиционный рейс «Вим-авиа», консолидируемый компанией «Бейс тревел». Конкуренты «Южного Креста» утверждают, что при таком раскладе рынок окажется ближе к балансу между спросом и предложением. Второй вопрос на засыпку – чем завершатся переговоры с «Аэрофлотом». В прошлом году нацперевозчик в формате электронных торгов реализовал турфирмам блоки на круглогодичных рейсах в Тель-Авив.
Компании, которые приняли эти условия, не справились с загрузкой емкостей летом и вынуждены были от них отказаться. Сейчас предполагается, что «Аэрофлот» все же не толкнет партнеров на чрезмерные риски и даст им возможность блокироваться только на зиму – без потери в цене. Кстати, о ценах. Израиль – такое уникальное направление, где контрактные цены на перевозку практически не повышаются, а по отдельным опциям даже снижа- ются. Сказывается обострение конкуренции между авиакомпаниями. «Общий объем «воздуха» на направлении растет несоразмерно спросу, – подтверждает Екатерина Ефимова, директор департамента выездного туризма «КМП-групп». – Было время, когда на Тель-Авив летали только «Трансаэро» и El Al, теперь же с ними конкурируют «Аэрофлот» и IsrAir, направление осваивает еще одна инокомпания – Arkia. Перевозчики стремятся привлечь заказчиков из операторской среды конкурентными ценами и мягкими условиями контрактов. Но проблемы с загрузкой не решаются. И в ходе сезона перевозчики порой выбрасывают билеты в систему по ценам, которые ниже блочных». «Что касается «земли», то тут все стабильно и предсказуемо. Базовые цены на гостиничные услуги повышаются примерно на 5%, связано это с падением курса доллара, – поясняет Анна Филатовская, директор по рекламе и PR ICS Travel Group. – На направлении есть традиционные периоды дефицита гостиничной базы – это еврейские праздники. Но для тех туроператоров, кто заранее выкупает гарантированные квоты, это не проблема. В остальное время отельеры проявляют очень высокую заинтересованность в поставщиках клиентуры из России». «Предлагают различные бонусы – бесплатные трансферы, акции типа «семь дней по цене шести», – подтверждает Елена Булдашова, руководитель турдепартамента «Бейс Тревел». – Борются за российских ТО и принимающие компании, в том числе новые, которых после отмены визового режима появилось огромное количество. Многие из них не в состоянии гаран- тировать качественный сервис и порой роняют престиж страны в глазах потребителя».
Насчет отмены виз… Эта мера повысила общий трафик миграции между Россией и Израилем, однако туроператоры видят, как значительная часть клиентуры утекает от них в свободный полет. Наземное обслуживание и дешевая перевозка в открытом доступе, языковой барьер отсутствует, и потребитель сам себе оперирует на направлении. Угрожающая тенденция. Зато Израиль, с его-то вечными политическими проблемами, на общем фоне Ближневосточного региона выглядит сегодня островом стабильности. Парадоксально, но факт. А значит, у игроков этого рынка есть основания смотреть в предстоящий сезон с опти- мизмом. Во всяком случае пока.